Примерное время чтения: 6 минут
191

Если интерес к детям пропадает, в школе делать нечего

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ в Омске 01/09/2010

Последние дни августа для любого педагога - суматошная пора. И это не только педсоветы и встречи со взволнованными родителями первоклашек. Это трепетное ожидание праздника. Долгожданное утро 1 сентября, когда ты открываешь глаза и понимаешь: «Сегодня в школу». И неважно, что с этой мыслью ты просыпаешься каждый день на протяжении уже трёх десятков лет.

- Я абсолютно уверена, что нет таких людей, которые вспоминали бы все десять лет учёбы исключительно с негативом, - считает Наталья АРТАМОНОВА, директор школы № 82 и педагог с 27-летним стажем. - Потому что это детство, юность, то время, которое невозможно забыть. Пройтись по тихим школьным этажам и вспомнить, что и ты когда-то был ребёнком, можно и через 50 лет после последнего звонка.

 Развить гениальность

- Наталья Николаевна, у вас солидный педагогический стаж. Интерес к детям за почти  три десятка лет не пропадает?

- Если у педагога вдруг пропадает интерес к детям, то в школе делать нечего. Это ведь не место для того, чтобы заработать большие деньги. Нужно очень хорошо понимать, что сюда приходят учить детей. И если ты отработал в школе больше трёх лет, то поменять сферу занятий в дальнейшем очень сложно.

- Неужели за все эти годы у вас не было ни малейшего разочарования от того, что вы - учитель?

- Я всегда знала, что буду педагогом. С самого детства. И это не семейная династия, просто так в то время было принято. Да и с учителями мне всегда везло. А мой первый набор - 42 первоклашки, представляете? Мне тогда только 19 лет исполнилось. Что удивительно, с ними вообще никаких проблем не было. Эти ребята давно уже выросли, сами стали мамами и папами, но до сих пор помнят меня. И я храню фотографию тех лет в окружении этих 42 малышей. Маленькая, худенькая, сама как первоклашка. И этих ребят я запомнила на всю жизнь.

- За системой современного образования не угнаться. С точки зрения педагога, чем отличается современный урок от урока 30 лет назад?

- Роль учителя как личности своей значимости никогда не потеряет. Но это другой учитель, не столько говорящий, сколько помогающий детям познавать окружающий мир. Да и дети сейчас другие, дети информационного, а не технократического общества. Активные, коммуникабельные. 30 лет назад такого не было.

- А то, что образовательные стандарты сейчас с каждым годом повышают,  хорошо? И можно ли нагружать ребёнка «гранитом науки» с третьего класса?

- Не с третьего, а с первого (улыбается). Любая развивающая программа - это хорошо. Но учитель должен понимать, как успеть сделать все задания на уроке, чтобы бедные родители потом не вырисовывали за ребёнка палочки и циферки. Я вообще против домашнего задания. Учиться нужно именно на уроке, а домашние задания - это знания, которые превышают необходимый стандарт. Постоянно учиться и быть в потоке информации тяжело для ребёнка. Но в итоге мы стремимся к тому, чтобы вырастить совершенно по-другому мыслящую личность, гражданина развивающейся страны.

Пощёчина обществу

- К слову, сами дети-то хотят стать гражданами своей страны? Учиться сейчас модно?

- Нельзя сказать, что 100% детей приходят в школу с мыслью о том, что нужно учиться. Но вот вчера у меня была мамочка, которая спрашивала, как подготовить ребёнка к школе. А её шестилетняя девочка уже тянет маму за рукав и спрашивает: «А ты будешь со мной заниматься?». Ей шесть лет, но она уже видит себя в школе. И важно не отбить у ребёнка это желание. Вообще, до любого ребёнка нужно уметь подняться. Не бывает плохих детей. Могут быть плохие учителя, плохие родители, плохое окружение… Я уверена в том, что все дети  гениальны. Просто эту гениальность надо вовремя развить.

- И какими качествами должен обладать в таком случае педагог? Талантом от Бога?

- Банально, но детей надо любить. Любить то, чем ты занимаешься. Знать, зачем ты всё это делаешь. Даже точную науку можно объяснить так, что поймёт даже чистый гуманитарий. Я вот, к примеру, физику не любила до того момента, пока к нам в школу не пришёл новый учитель и не рассказал её как сказку. Вот таких преподавателей в школах очень мало.

- Кстати, что касается кадрового состава, проблем с нехваткой специалистов не возникает?

- Уровень молодых специалистов сейчас очень хороший. А вот кого не хватает в нашей школе, так это мужчин. У нас все педагоги - женщины, даже уроки труда у мальчиков преподают.

- Неужели учат тому, как гвозди забивать и табуретки делать?

- Программа технологии сейчас другая. Дело не в том, чтобы научить забить гвоздь, а чтобы понимать, как происходит сам процесс, а тут сила не нужна.

- Не могу не спросить о вашем отношении к нашумевшему сериалу «Школа». В педагогической среде Омска его обсуждали?

- Конечно, и моё личное отношение к сериалу резко отрицательное. Кто-то говорит, что это слепок общества, кто-то - что этому самому обществу пощёчина. Вспомните фильмы «Розыгрыш» и «Чучело» - они тоже о школе. Но проблема там показана по-другому. То, что в своём сериале показала режиссёр Гай Германика, наверное, имеет место быть. Но в основной массе молодёжь у нас хорошая. И я не знаю, зачем так публично показан этот отрицательный сгусток. В Год учителя это не очень уместно.

- 1 сентября, в День знаний, что можно пожелать первоклашкам, которые только становятся на путь знаний?

- Как директор, как педагог и как мама хочу пожелать деткам доброго учителя. Умной школы, которая непременно должна стать вторым домом. Чтобы малыши оставались такими же наивными, добрыми и маленькими. Посмотрите в глаза детей - там нет ни одного злого взгляда. Они все рождаются ангелами и до какого-то времени ими остаются. И важно, чтобы эта доброта прошла с ними через всю жизнь.

Досье

Наталья АРТАМОНОВА, директор школы № 82. Родилась в 1964 году в Русской Поляне. Окончила Саргатское педагогической училище и ОмГПУ по специальности «История». Участница всероссийского конкурса «Директор школы-2010».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах