На омских улицах уже не встретишь потрёпанных ПАЗиков и ЛИАЗов времён царя Гороха. Изменился не только сам парк машин, иным стал подход к сохранности и обслуживанию этого парка. В автотранспортных предприятиях появляются современные комплексы по техническому обслуживанию автобусов, диагностические линии, приобретается другое необходимое оборудование.
От Урала до Востока
Последний и, наверное, наиболее показательный пример - пассажирское предприятие № 7. Здесь базируется муниципальное предприятие «Пассажирсервис», которое имеет действительно уникальную линию диагностики, единственную в своём роде на территории от Урала до Дальнего Востока.
При протяжённости в 120 метров линия имеет возможность диагностировать автомобили любой тоннажности, будь то дедушкин «жигуль» или огромный КамАЗ. Единственное условие - нагрузка на одну ось не должна превышать
18 тонн.
Технику тестируют 12 приборов. Сначала машину осматривают, потом отправляют на проверку световых и звуковых систем, тормозов, стеклоомывателей. Затем на втором посту измеряется люфт рулевого управления, герметичность систем, уровень и направление света фар. Далее идут замер дымности - для машин с дизельным двигателем и «обследование» на шумомере.
Техника и техники
- Главная наша цель - обеспечение безопасности пассажиров, именно поэтому весь муниципальный автобусный парк проходит диагностику раз в полгода, - рассказывает Наталья СЕРГИНА, директор МУП «Пассажирсервис», - кроме того, в этом году мы выиграли тендер на техническую диагностику всех имеющихся в городе пассажирских автобусов. Это большая ответственность, но она нас не пугает. На нашем предприятии работают настоящие профессионалы, имеющие высшее инженерное образование и стаж работы не менее 10 лет.
Да уж, глядя, как серьёзен здешний механик Александр Максимов, понимаешь: у такого и муха мимо не пролетит незамеченной.
- У нас нет формального подхода к делу, - делится секретами Александр Викторович, - если в машине есть неисправности, диагностическую карту она не получит. И обмануть такие аппараты, как у нас, невозможно. Один только стенд «МАНА» чего стоит. Благодаря ему мы получаем полную раскладку состояния тормозной системы в считанные секунды, а раньше приходилось выезжать и делать проверку, что называется, «в полевых условиях».
Не газуй
«МАНА», конечно, стоит, причём не только с точки зрения пользы. В денежном эквиваленте такой стенд «весит» 6,5 млн руб. Другие здешние агрегаты пусть и такие дорогие, но без них тоже не обойтись.
- Поскольку в основном мы работаем с автобусами, нам просто необходим газоанализатор, - продолжает Александр Максимов, - у нас он четырёхкомпонентный. В отработанных газах мы «ищем» не только СО, но и СН, СО2, кислород. Чтобы исключить возможность протечек тормозных и моторных жидкостей, мы проверяем машины специальным индикатором - течеискателем. Даже если отверстие, откуда, к примеру, капает масло, будет размером с булавочное ушко, мы его найдём. Лично я такой аппаратурой очень доволен.
Несмотря на то что в эти зимние дни основные «клиенты» на осмотр - автобусы ПП № 7, специалисты осматривают и частный транспорт. К примеру, нужно проверить состояние моей красивой розовой машины - пожалуйста. 173(!) рубля в кассу, 10 минут свободного времени, и готово. В день диагностику проходят до 30 машин. С диагностической картой, выданной специалистами МП «Пассажирсервис», можно отправляться в ГИБДД для получения талона техосмотра.
Водители довольны: теперь им не надо ожидать по полдня в очереди на осмотр. Да и пассажиры, передвигаясь по Омску, будут чувствовать себя ещё безопаснее.