Примерное время чтения: 9 минут
898

Возможное повышение цен на проезд взволновало омичей

АиФ в Омске № 47(704) 20/11/2013 Сюжет Очередное повышение цены на проезд в Омске
После повышения цен на проезд, многим омичам станет не по карману передвигаться на общественном транспорте.
После повышения цен на проезд, многим омичам станет не по карману передвигаться на общественном транспорте. / Александра Горбунова / АиФ

Вот уже неделю Омск находится в томительном ожидании. Повышение цен на проезд в общественном транспорте для многих выглядит абсолютным безумием. От возмущённых граждан всё чаще слышишь одну фразу: «Мы столько не зарабатываем!».

Цены на общественный транспорт обещают вырасти с 16 до 20-23 рублей. В маршрутках и вовсе до 25 «деревянных». Отчаявшиеся омичи начали собирать подписи под онлайн-петицией на имя президента. Не смог молчать даже губернатор Виктор Назаров. Глава региона на прошлой неделе в прямом эфире на телевидении заявил, что повышения он не допустит:

– РЭК рассмотрела экономические обоснования предлагаемых тарифов и не увидела в них этих затрат. Необходимости поднимать стоимость проезда нет.

Необходимости поднимать цену нет, но что же будет на самомо деле? Фото: АиФ / Александра Горбунова

После этого тема повисла в воздухе. Со следующего года омичам вообще придётся подготовиться ко многим транспортным сюрпризам. И перспектива повышения цены на проезд (хотя пойдут ли городские власти и РЭК против слова губернатора?) – не самая большая ложка дёгтя в не самой вкусной бочке мёда.

На работу не идём?

В ответ на попытки граждан противостоять росту тарифов транспортники в один голос твердят заученную фразу: себестоимость поездки в автобусе, троллейбусе и трамвае уже сейчас составляет больше 18 руб. К концу года эта цифра увеличится ещё на 2 руб. Следовательно, цена билета автоматически вырастет до 20 целковых. Долгое время рост цен на проезд в Омске сдерживали тем, что бюджет города компенсировал разницу в тарифе. Сейчас же ситуация достигла точки кипения. В бюджете города на эту самую компенсацию нет ни копейки! 145 млн руб., которые сначала хотели выделить на эти цели, направили на переселение граждан из аварийного жилья. По словам Инны Парыгиной, главы департамента финансов, безопасность людей всё же важней. Цель благородная, только вот многие омичи уже сейчас отказываются… выходить на работу. Наша читательница Ирина Рыбакова ежедневно ездит в город из села Троицкое Омского района. Добираться приходится с пересадками, а только до Омска стоимость проезда в «газели» уже перевалила за 20 руб. Плюс ещё проезд по городу – в итоге выходит почти 100 руб. в день. Для человека с зарплатой в 10 тысяч – это форменное издевательство.

Гибрид трамвая и метро

Если отвлечься от темы повышения проезда, можно заметить множество транспортных новшеств, которые вступят в силу со следующего года. Так, например, с января жители Омского района с удивлением обнаружат, что в их населённые пункты перестанут ходить городские автобусы. Дело в том, что со следующего года департамент транспорта отказывается от пригородных перевозок. Ранее город уже отказался от Ростовки и Богословки. На очереди Лузино, совхоз Новоомский, Горячий ключ… Городские власти уверяют, что поселения не будут брошены, но изначально автобусы покупались не для этих перевозок, и работать на таких маршрутах невыгодно. Следовательно, министерство транспорта проведёт конкурс, который, возможно, выиграют частные перевозчики.

На словах всё звучит ладно и красиво, но мы уже писали о том, как на время проведения конкурсов люди в деревнях оставались практически без связи с внешним миром. На все согласования требуется время, а на работу или учёбу люди ездят каждый день, да и о ценах у частных перевозчиков говорить не приходится.

Чем живёт наш транспорт? Фото: АиФ

Отсутствие денег в бюджетах стало причиной того, что в следующем году у нас не запустят первую городскую электричку, которая должна была стать альтернативой общественному транспорту. Есть составы, платформы, но нет финансирования. Что уж скрывать, нет у нас денег и на метро. Недавно власти и вовсе озвучили предложение перейти на скоростной трамвай. То есть связать существующие трамвайные пути с будущими линями метрополитена! Есть даже инвесторы, готовые вкладывать деньги в новый проект. Все понимают, что это дополнительные деньги, но не такие гигантские, как на метрополитен. Другими словами, не придётся строить депо на левом берегу – сгодится трамвайное, которое уже есть. Невольно закрадывается вопрос: а получим ли мы в итоге полноценное метро, или на суд омичей представят гибрид трамвая и поезда подземки?

Пешком быстрее

Не теряет актуальности и тема пробок. Вы только вдумайтесь: количество автомобилей за год увеличилось на 25 тысяч – 17 км легковых автомобилей, выстроенных в ряд! Ранее эта цифра была меньше более чем в два раза. Карта пробок в Интернете прошлой зимой неоднократно достигала максимальной отметки в 10 баллов и иронично сообщала омичам, что пешком идти быстрее. Чтобы добраться утром, к примеру, с левого берега из посёлка Солнечный до центра города, необходимо полтора часа. Одна омская учительница уже несколько лет вынуждена вставать в 5 утра и приезжать на работу за час до начала первого урока – в 7.15. Потому что если она выйдет из дома после 7 утра, то застрянет в пробке. В ближайшие годы проблему заторов в Омске попытаются решить при помощи развязок. Мэрия уже приняла программу развития дорожного хозяйства и транспортной системы. Чиновники уверяют, что компьютерная модель проекта «говорит» – пробок не будет. Только совпадёт ли компьютерная реальность с действительностью?

Битком набитые автобусы, бесконечные пробки, отсутствие метро и городской электрички - транспортные реалии сегодняшнего дня. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Омск задохнётся без метро

Крупные жилые комплексы – вот главная проблема пробок в больших городах. В идеале нужно бы пересадить всех чиновников на велосипеды и вложить людям в голову мысль о том, что владеть автомобилем – непрестижно. Но Омску до этого ещё далеко, уверен Альберт Каримов, бывший главный архитектор города:

– Каждая последующая власть у нас отрицает то, что сделано предыдущей. Это очень уязвимо для тех же градостроительных программ, которые разрабатываются не на один год, а на 5, 10, 15 и даже 50 лет. Мы забываем сегодня о развитии общественного транспорта. Конечно, мы не можем сделать все улицы и переулки в Омске проезжими по примеру Штутгарта. Не можем специально сужать проезжую часть, строить велодорожки и высокооплачиваемые стоянки, пересадить всех чиновников на велосипеды и выпускать маленькие автомобили. Мы к этому не готовы, но стремиться нужно. Ещё мы забыли, что дороги у нас строятся с учётом ливневой канализации, которая у нас слабо развита. Что касается скоростного трамвая и метро, то это проблема неоднозначная. Любой миллионный город должен иметь скоростной вид транспорта. В 1932 году, когда Лазарь Каганович принял решение о строительстве метро в Москве, никто его не понял. Людей насильно загоняли под землю, потому что это решение было направлено на будущее. Сегодня метро Омску не нужно. И завтра, может быть, тоже. А вот послезавтра город задохнется без метро глубокого заложения, потому что скоростной трамвай всё равно связан с дорожными развязками. Мне кажется, нужно пересмотреть фокусы тяготения, которые сейчас искусственно размещаются в центре города. Строятся новые торговые комплексы, а дорожная обстановка в расчёт не берётся. Нужно уйти от строительства крупных жилых комплексов, так как это создаёт условия для возникновения пробок.

Город без трамвая – шаг назад

Юрий Романовский, руководитель общественного движения «Омичи за трамвай», уже не первый год пытается превратить трамвай из вымирающего вида транспорта в процветающий. И это ему удаётся! Депутаты горсовета поддержали его идею восстановления трамвайного движения от Лукашевича до Заозёрной. Осталось только найти 22 млн рублей на необходимую реконструкцию.

– Большинство омичей пользуются общественным транспортом, и вопросы, связанные с ним, затрагивают интересы огромной части города. Трамвай сейчас переживает не лучшие времена. С начала 2000-х годов ощущается нехватка подвижного состава как трамваев, так и троллейбусов. Они у нас с советских времён, а эксплуатация старой техники ещё дороже новой. Она неэкономична. Ещё часто приходится слышать о том, что трамвай нерентабелен. Мы выражаем протест против демонтажа линии на улицах Заозёрной, Лукашевича и Волгоградской! Это шаг назад. И устойчивая современная транспортная система города невозможна без трамвая.

Кстати
Высокую стоимость проезда в Омске обуславливают большой протяжённостью маршрутной сети – самой длинной в стране (почти 20 км). Это экономически невыгодно. В той же Тюмени – 10 км, стоимость проезда в общественном транспорте – 16 рублей. Выходом из ситуации могли бы стать тарифные участки, как в соседнем Новосибирске. Другими словами, не хочешь, например, платить 26 рублей, чтобы проехать пять остановок? Ищи ту маршрутку, которая идёт пять остановок, но стоит 10 рублей. В Омске такой практики нет. С экономической точки зрения 5 км – идеальная протяжённость маршрута. Проезд в таком случае стоил бы 10 рублей.

Официально

Олег Осинский, директор департамента транспорта:

– Причина повышения цен на проезд простая – это экономика. Рост цен на энергоносители ежегодно влияет на тариф. РЭК, конечно же, вправе исключить ряд составляющих. Поэтому я думаю, что цена на проезд будет в районе 20 рублей. Конечно, можно принять и меньший тариф, но всё это скажется на уровне перевозок. Что касается обращения омичей к Путину, то все способы хороши, но предотвратить повышение стоимости проезда нельзя. Можно найти средства на компенсацию разницы тарифа. В этом случае повышение проезда будет ощущаться не так сильно. Я прекрасно помню те времена, когда в салонах автобусов были компостеры. Когда никто не понимал, откуда деньги берутся на топливо и на всё остальное, но их хватало. Теперь транспортники считают деньги так же, как и мы с вами.

Мнение
– Я сам подписал петицию президенту с просьбой разобраться с ценами на проезд, – говорит Дмитрий Войдак, актёр театра кукол «Арлекин». – Мне непонятно, почему прошлое повышение тарифа оправдывали необходимостью обновления автопарка? Время идёт, а новых автобусов на улицах не очень-то и заметно. Сейчас грядёт очередное повышение цены за проезд, мотивируют тем, что реальная себестоимость – 19-20 рублей. Но если это так, зачем было говорить про автобусы, если эта стоимость уже давно убыточная? Когда обманывали? Тогда или сейчас? Другой момент – почему, когда транспорт ломается, не возвращают деньги за билет, чья стоимость всё растёт и растёт? Я, например, работаю у цирка, а живу в Чкаловском посёлке. Добраться до дома могу на троллейбусе, не считая двух маршруток, которые в час пик не останавливаются. Однажды сел у цирка, заплатил, а у «Каскада» авария. Пассажиров выпускают, денег не возвращают, дескать, на любом транспорте по этим билетам доедете. В следующем же автобусе кондуктор билет не принимает! Мало того, что платишь дважды, так ещё и оправдываешься. Но не бывает же так, что заплатил за колбасу в одном магазине, а пошёл за ней в другой. Плюс проблема дорог и пробок сейчас актуальная. Если уж и повышать цену проезда, то, как минимум, надо улучшать качество перевозок. Чтобы зимой в автобусах было тепло, а летом они бы проветривались.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах