Она обрывается перед люком, вылезая из которого оказываешься на самой высокой точке собора. Выглянув наружу, первым делом хочется осмотреться. Вид перед глазами действительно впечатляет. Особенно красиво смотреть на город в вечернее время. Вычурные огни кинотеатра «Маяковский», на удивление легко гармонируют с лаконичным освещением здания законодательного собрания, а причудливо светящиеся магистрали протянулись во все стороны до самого горизонта, который скрывается за зданиями исторического центра. Но корреспонденты «АиФ в Омске» поднимались на колокольню не только для того, чтобы любоваться родными просторами. Главной целью нашего посещения был всё-таки колокольный звон.
Как рассказал нам Константин Лебедев, старший звонарь Успенского кафедрального собора, на колокольню может прийти каждый желающий, но, конечно, под присмотром звонаря. А позвонить может каждый, но для этого специально отведено время на пасхальной неделе. Сам он 10 лет назад именно так поднялся на колокольню Христорождественского собора, попробовал звонить и понял, что больше без этого не может. И с тех пор помогал звонить в разных соборах Омска. А когда открылся Успенский собор, Константин получил благословление митрополита Омского и Тарского Феодосия стать старшим звонарём собора.
Ждём митрополита
Вообще существует несколько поводов для колокольного перезвона. Колокола созывают верующих на службу. Они звонят перед службой и после службы, а кроме этого есть венчальный звон, встречный звон, и по особому благословению звонят в дни каких-то особенно праздничных дат. Нам повезло попасть на колокольню когда в Успенский собор прибыл митрополит, на чтение акафиста священомученику Сильвестру – мощи которого находятся в Пещерном храме собора. По случаю приезда митрополита Феодосия традиционно звонят колокола. Передать ощущения в момент перезвона очень трудно. Слушать мелодию, находясь на земле, не тоже самое, что стоять в метре от звонарей и наблюдать за процессом. Звук колокола обволакивает со всех сторон и, кажется, что ты сам участвуешь в колокольном звоне. С благоговейным трепетом спускаемся вниз. В следующий раз звонарю снова придётся подняться минут через 45, когда митрополит Феодосий покинет расположение собора. Времени как раз достаточно, чтобы узнать как можно больше о необычной профессии.
Вера и навык
Только не стоит думать, что звонарём может стать любой желающий. Мастеру всё же необходимо начальное музыкальное образование, ведь он должен иметь представления о музыкальной гармонии, о ритме и о такте. Конечно, бывают и таланты, которые могут звонить и без музыкального образования. Но таких единицы. По словам Константина Лебедева, искусство или навык приходит не сразу. Прежде чем наш собеседник стал звонарём, он долго смотрел, как звонят другие, слушал записи колокольных звонов.
Может быть, для кого-то прозвучит удивительно, но звонарь – профессия командная. Во время праздничного трезвона, когда участвуют все колокола на звоннице, сразу несколько человек участвуют в процессе. Праздничный трезвон – в первую очередь тщательно спланированный экспромт. Чтобы не было какофонии, басовые колокола создают ритм, а остальные настраиваются на этот ритм и создают заранее оговорённый рисунок звона. Как правило, у сыгранного коллектива отрабатывается такой вид звона, который может быть наиболее удачным и благозвучным. Из таких находок формируется оригинальное звучание. Все знают Вологодские, Московские звоны, по словам Лебедева, Бог даст со временем может появиться и Сибирское звучание.
К сожалению, главная сложность в колокольном звоне - это отсутствие возможности репетировать. Ведь о всех репетициях сразу будет известно половине города – такая специфика инструмента. Поэтому все приготовления опираются на развитии чувства ритма. Если оно есть, то человек быстро понимает, в чем специфика. Помимо этого звонарю желательно регулярно посещать колокольню, когда работают его коллеги. Нужно пропитываться духом, традициями, умением. Но самое главное для звонаря – вера. Без неё долго не задерживаются. Как рассказал Константин Лебедев, случайные люди попадаются редко. Хотя даже если человек ходит в церковь только лишь из-за эстетического чувства: нравится ему пение или звон, то всё равно постепенно он пропитывается церковным духом и душа начинает к этому стремиться.
Командная работа
В Успенском соборе 3 штатных звонаря, но приходят и помощники. Помимо церковного послушания, все звонари собора имеют и мирскую профессию. Тот же Константин Лебедев преподаёт историю и социологию в институте инженеров водного транспорта. По словам звонаря, одно другому не мешает. Тем более, что преподавать отечественную историю без истории РПЦ просто невозможно. Лебедев прямо в церкви на колокольне устраивает семинары для студентов. Показывает культуру церкви, культуру православия. По его словам, это производит впечатление на студентов. Конечно, насильно в церковь тащить никого не приходится, но обычно у студентов реакция восторженная. Потому что человека, который поднимается на колокольню, этот звон не оставляет равнодушным. По словам Лебедева, если у человека колокола вызывают раздражение, то, скорее всего, у него есть душевные проблемы. Такого человека можно только пожалеть.