10 лет Александр Меньшиков бился за возможность участвовать в спортивном марафоне наравне со зрячими людьми. Ему отказали везде. И когда надежды не осталось совсем, удача парню улыбнулась – москвичка Юлия Толмачёва предложила помощь в подготовке к соревнованиям.
Корреспонденты «АиФ в Омске» встретились с Александром в спортивном манеже Сибирской академии физкультуры на тренировке.
«Я – тот человек!»
Александр Меньшиков: Многие и сейчас считают мою мечту причудой, – говорит Александр Меньшиков. – Ведь общество привыкло воспринимать незрячих беспомощными людьми. И вдруг слепой собрался бежать марафон в несколько десятков километров! Я хочу сломать этот стереотип.
Марина Прожога, omsk.aif.ru: Но это действительно сложно представить: незрячий человек будет бежать 42 км в толпе…
– На днях ты встречался с министром спорта, он приезжал к тебе на тренировку. Теперь уже не ты к чиновникам, а они к тебе идут…
– После поездки в Москву меня наконец-то заметили! Сегодня все вопросы по подготовке к марафону сняты. Я тренируюсь в бассейне «Коралл» и легкоатлетическом манеже СибГУФКа, мне в помощь дали пятерых волонтёров. Министр приезжал лично убедиться, что у меня всё в порядке.
Пещерные представления
– А чем занимаешься помимо тренировок? Знаю, ты самостоятельно передвигаешься по всей стране, любишь путешествовать…
– Мне 28 лет, учился в специализированной школе-интернате для слабовидящих детей, её же окончил известный омский депутат Олег Смолин. Я по профессии массажист. Томский медколледж окончил с красным дипломом, параллельно занимался переводом библиотечного фонда в доступный для незрячих формат. За это награждён в 2009 году дипломом «За победу в конкурсе социальных студенческих проектов», получил грант на осуществление этого перевода. Посещал школу молодого журналиста, у меня вышло больше десятка публикаций в разных СМИ. Сейчас работаю по специальности. Вот такая обычная жизнь.
– Что помогает не озлобиться, не разочароваться?
– А я и озлобился, и разочаровался. Да, это так! Но я живу вопреки этому: вы мне отказали, но я всё равно своего добьюсь! Не этим путём, так другим.
– А что очень хотелось сделать, но не удалось?
– Очень хочу открыть свой массажный кабинет. На работе по найму я себя исчерпал: это конкретный конвейер, где ты подчинён не результату, а нормам. Только подумайте: при тяжелейших случаях на массаж отводится 30, максимум 40 минут, а нужны час-полтора. В результате не всегда удаётся достичь того целительного эффекта, который бы мог быть. Я хочу работать на результат, но встречаю полное непонимание в этом вопросе. Мне в лицо говорят: «Ты слепой, и тебе нельзя вести дела, тем более бизнес». Представления просто пещерные: ты не можешь расписываться, не можешь вести документацию и т. д.
– А как же программа «Доступная среда»?
– Ничего не изменится, пока общество не перестанет относиться к нам как к людям второго сорта. Знаю случаи, когда женщинам-инвалидам врачи рожать запрещали. А я считаю, что каждая женщина имеет право на рождение ребёнка. И даже если она знает о том, что у неё может родиться ребёнок-инвалид, если она сама тяжёлый инвалид, но хочет рожать, нельзя ей мешать! Ну нет у врачей на это морального права. А может, это будущий паралимпийский чемпион или второй Стиви Уандер?
Ищу кольца
– А ты о семье, детях задумываешься? Иногда люди с инвалидностью отказываются от личной жизни, считая, что это всё только усложнит ситуацию.
– Своевременный вопрос. Если всё срастётся и звёзды сложатся, в мае собираюсь делать предложение любимой девушке. Сейчас для меня это самая важная тема, присматриваю кольца. Мою избранницу зовут Маргарита, она тоже незрячая, живёт в Оренбургской области, у нас роман по переписке. Правда, мы уже встречались, общались, сейчас готовимся к семейной жизни. Маргарита по духу, по своему характеру мне ровня, может быть, в чём-то даже сильнее. Признаюсь, у меня было много девушек, но они были слабее меня, и отношения заканчивались именно поэтому, а вовсе не потому, что я слепой. А лучшее лекарство от депрессий, в том числе и любовных, – заняться чем-то полезным, нужным. Меня это всегда выручало.