Эксперт в области топливно-энергетического комплекса, кандидат технических наук, доцент РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров рассказал о тенденциях и перспективах отрасли, в частности, о шансах перейти на альтернативные источники энергии и пересесть за руль электромобиля; объяснил, чем «травят» горожан и почему омский нефтезавод не может быть самостоятельной единицей.
Проблема в чистоплотности
Алина Потапова, «АиФ в Омске»: Считается, что в ближайшем будущем повсеместно будут внедрены альтернативные источники энергии - и наша повседневная жизнь сильно изменится. Насколько это реально?
Леонид Багдасаров |
Леонид Багдасаров: Углеводороды – надёжнейший и самый экологичный на сегодня из всех видов энергии, получаемых человеком. 92% углеводородов, добываемых в мире, идут на получение энергии. Это газы и жидкости. Нефтью считается С5+, а от С1 до С4 – газы. Газов добывается 3,6 трлн кубометров, а нефти - 4,2 млрд тонн. Из неё ежегодно делают 1 млрд тонн бензина, 1,5 млрд тонн дизельного топлива, 0,3 млрд авиакеросина, более 1 млрд тяжёлых нефтяных топлив типа мазута. Газ в значительной степени идёт на ТЭЦ и ГРЭС для выработки тепловой и электрической энергии, особенно в нашей стране. Идёт металлургам для получения самых разных видов тепла, тем же химикам. Вот это всё суммарно 92%.
Оставшиеся 8% - неэнергетические. В газовых неэнергетических основная часть (4%) идёт на производство аммиачных удобрений. Из 8% жидкостей 1% - масла. В год производят 40 млн тонн масел, из них 220 тыс. – в Омске. 3% - нефтяные вяжущие или битумные (дорожные, строительные). Ещё 2% - нефтяные моющие.
Тут интересно вспомнить про запахи, которые иногда бывают в городах и которые «вешают» на нефтяников. Наши бабушки стирали мылом на основе алиатов или природных натриевых солей, жирных кислот. Сейчас всё по-другому. На бутылке шампуня, средства для мытья посуды или упаковки порошка написано «лаурилсульфанат натрия». Это поверхностно-активное вещество. Представьте, сколько каждый день выливают в канализацию. В трубе заводятся бактерии, и моментально размножаются в присутствии воздуха, разлагают вещество до сероводорода. И тут начинается крик: ах, в городе пахнет сероводородом! Если сероводорода 0,005% в воздухе, то уже пахнет «тухлыми яйцами», но если его будет 5%, никто моргнуть не успеет, это мгновенная смерть. Но именно такая концентрация должна быть на заводе, если он источник запаха на городских площадях. Тогда там 400 человек должно лечь ровными рядами. Если этого не произошло, то сероводород не с завода, а из канализационной сети от нефтяного моющего. Почему им все так с удовольствием пользуются? Потому что оно дешёвое. Дешевле этого ничего нет.
- Знаете, чем он пахнет? Это отдушка, которую добавляют в природный газ. Сам метан ничем не пахнет. Это добавленный в метан 0,0002% этилмеркаптана, но вам уже противно и страшно. Наверняка в Омске пахло сероводородом от разложения в канализации моющего. И в Москве, кстати, то же самое. Такие вещества применяются на машиностроительных заводах в составе смазочно-охлаждающих жидкостей. В пятницу останавливают станки, температура жидкости опускается до 20°С. В понедельник утром в цех не зайти.
Откажитесь, покупайте хозяйственное мыло, не будет пахнуть. Но никто не откажется, на тарелку же средства килограммами наливают, в машинку полпачки порошка сыплют, а в ванну наливают столько, чтобы пена столбом стояла. Потом куда это идёт неизрасходованное? В канализацию. Поверхностно-активное вещество движется по своду и пожирается бактериями. Потом где-нибудь вскрывают люк, вода прибывает, и давлением всё это вытесняется на поверхность.
Тут никакой цикличности быть не может, вы же не знаете, как работают городские очистные, в какой момент они принимают, как очищают. Тут тысячи факторов могут быть. Я допускаю даже, что у канализационщиков есть средство для борьбы с этими бактериями. И они просто его в какой-то момент не добавили.
Электромобиль – лохотрон
- Вы говорите о нефти, газе, но у нас не так много газовых котельных, в основном угольные…
- Энергия углерода - 8000 ккал на кг, то есть бак на 8 тыс. литров мы нагреем на 1°С, если сожжём 1 кг чистого углерода - не путать с углём, особенно применительно к Омску. Потому что в город поступает, например, экибастузский уголь из Казахстана, у него теплотворная способность только 4 тыс. ккал на кг. Он страшно дешёвый, потому что там сняли бульдозерами 100 м земли, обнаружили пласт 16,5 м угля. И вдоль него бросили роторный экскаватор. У него каждый зуб – полвагона, за 1,5 часа заполняется целый состав. Себестоимость одной тонны - 5 долларов. При сжигании водорода образуется водяной пар и определённое количество энергии. Мало того при его сгорании образуется ещё и вода.
- В чём тогда преимущество бензина перед углём?
По мере накопления СО2 в атмосфере Земля тихо перестаёт отдавать тепло полученное от Солнца, обратно в космос. Климат на планете начинает теплеть, температура повышается, льды начинают таять. Кто в мире поддерживает баланс СО2 и кислорода, которого в воздухе должен быть 21%? Россия владеет 40% мировых лесов – это крупнейший продуцент кислорода А крупнейший продуцент СО2 – Китай, он добывает 4 млрд тонн угля, и Соединённые Штаты – крупнейший потребитель углеводородов.
В мире 30% энергии получается из угля. Его добывают не 4 млрд тонн, как нефти, не 3,6 трлн кубометров, как газа, а 7 млрд тонн. Однако при сжигании метана выбросов СО2 в четыре раза меньше. Уголь не только выбрасывает СО2, в нём много всякой канцерогенной гадости. Сегодня в Китае, например, из 89 городов-миллионников только в трёх более или менее, на грани нормы экологическая обстановка.
- Сегодня много говорят про электромобиль, ему пророчат большое будущее. Разделяете это мнение?
Коэффициент полезного действия ГРЭС 40%. И ТЭЦ в летнем режиме столько же. Вот вы пришли с топливом, получили КПД 40%. Теперь потащили эту электроэнергию на аккумуляторно-зарядную станцию. Если у вас расстояние 6 км, а напряжение 10 000 В, то придёте уже не с 40%, а с 10%. Посмотрите квитанцию: у меня, например, 5,38 руб. - электроэнергия, и честно написано генерация 1,85, всё остальное – доставка. То есть вы греете стенки и космос, работаете на мировую энтропию. И эти 10% вы зарядили в аккумулятор и отдали в электромобиль. Только 10%. А рядом стоит АЗС - и 99% от добытой энергии. В автомобиль пошло 99%, а на колёса он отдал 43% или 52% (в зависимости от того, бензиновый или дизельный двигатель).
Трамп говорит, что у них много угля, его добудут, сожгут на ТЭЦ или ГРЭС, выработают электроэнергию, отдадут на «Теслу». Только они задохнутся. Мы этого делать не будем, у нас студенты на первом курсе всё это понимают и знают.
Вырезать из канвы - убить
- В регионах, где находятся отдельные предприятия, такие как наш ОНПЗ, считают, что если бы оно было отдельным, то регион получал больше доходов в бюджет.
- Давайте вырежем омский завод из состава «Газпромнефти» - сдохнет через месяц. Сейчас цена на нефть растёт, а цена на продукт остаётся стабильной. Нефтяной бизнес делится на три составляющие – добыча, переработка и сбыт. Если их объединить - это вертикально интегрированная нефтяная компания. Первую создал в США Джон Рокфеллер. Он был владельцем нефтеперерабатывающего завода и первый додумался, что если цена на нефть подскакивает, то при стремящийся к постоянству рыночной цене умирает переработчик. И наоборот: если вдруг цена резко упала - переработчик в шоколаде, и должен умереть нефтяник. Но если работаете внутри одной кассы, эти показатели друг друга стагнируют. В России практически весь рынок контролируют вертикально интегрированные компании. Но почему у нас кризис? Очень просто: нам катастрофически не хватает сбытов, нефти у нас сколько хотите. У нас 550 млн тонн добыча, 250 млн переработка и только 153 млн контролируемых сбытов. Если к 2036 году цифра внутри или вне страны достигнет хотя бы 305 млн, то есть в два раза больше, будет отлично.
Местный губернатор должен ставить перед «Газпромнефтью» вопрос об увеличении платы за процессинг и о соцвыплатах внутри города. Это должна быть некая обоснованная норма. При огромной мощности омский завод лучший не только у нас в стране, но и в Европе как по объёмам переработки, так и по себестоимости, по качеству выпускаемой продукции. В этом числе заслуга поколений нефтепереработчиков, начиная с Александра Малунцева, который всё это строил на пустом месте. В Омске не было нефтепереработки до 50-х. Тут выросла замечательная плеяда, люди, ставшие министрами, замминистрами, выдающимися учёными. Именно Малунцев заложил связь с наукой, так продолжается до сих пор. А компания заинтересована дальше снижать себестоимость и повышать качество. Поэтому вырезать завод из канвы – значит убить его. Компания выживет, имея нефть, она или ещё один НПЗ построит, или присоединит какой-то из независимых.