«Путешествие» на золоотвал ТЭЦ-5: казалось бы, ну что в этом может быть интересного? Тем более прессе сообщили угрожающие подробности: необходимы сапоги и тёплая одежда.
Нас что, будут водить по грязи и холоду, когда на улице ещё плюсовая температура? На деле всё оказалось и проще, и гораздо красивей, чем представлялось заранее.
Дорога из золы
14,5 км – это длина золопроводов, то есть труб, по которым зола с ТЭЦ-5 поступает к месту своего хранения. Мы же едем по дороге мимо Ульяновки, которая кажется значительно длинней, чем эта цифра: то рытвины-ухабы, то просто грунтовка, а потом вдруг кусок ровнейшего асфальта. Ну, или чего-то очень на него похожего. Выходим из машины и осматриваемся: перед нами экспериментальный участок, в основание которого уложено около 300 тонн золошлаковых материалов. На Западе такие технологии давно уже в ходу, а у нас пока только эксперимент, да и то Омск изо всей России первым его проводит, остальные пока не понимают, какое изобилие дешёвых стройматериалов у нас просто пропадает.
Едем дальше, и уже у самого золоотвала дорогу перебегает какой-то маленький тёмный зверёк. «Это норка, они здесь встречаются», – спокойно замечает водитель. «Ну вот, а мы всё говорим о плохой экологии, а тут норки живут», – вслух высказывает промелькнувшую у каждого мысль кто-то из журналистов.
Наконец последний подъём, и мы на довольно широком перешейке. Первое впечатление – стоим между двух озёр, только одно уже почему-то заросло, видимо, местность болотистая, а второе ещё довольно глубокое. Оказывается, это мы поднялись на… дамбу между секциями золоотвала. И то, что кажется болотом, – это уже практически заполненные секции, а озёра – ложе для будущего захоронения золы. «Ещё год-два мы сюда золу будем намывать, – рассказывает Виктор Гаак, директор Омского филиала ОАО «ТГК-11», – а потом эти земли подлежат рекультивации. Это значит, что золу закроем грунтом, посеем травы, посадим кустарники, деревья».
На бывшем отвале цветут сады
Разумеется, на всё это грандиозное сооружение потребовались немалые средства. «Только золопроводов у нас здесь больше 100 км, – продолжает рассказ Виктор Климентьевич. – Четыре сюда идут, три с водой назад на ТЭЦ-5 возвращаются. Видите, что мы вновь ту же воду используем на станции, то есть дополнительно из Иртыша не качаем. Это опять-таки наши экологические мероприятия».
Ещё в рамках строительства новой секции золотвала построена современнейшая насосная станция, огромная линия элекропередач, дамбы и т. д. – на всё потребовалась серьёзная сумма: более 1,5 млрд рублей.
Стройматериалы под ногами
Впрочем, таких грандиозных трат могло и не быть, если бы мы, как это делается давно во всём мире, использовали золу себе во благо.
На Западе за золу платят, и довольно прилично, потому что активно используют её при строительстве дорог, домов, промышленных объектов.
У нас на отвале омской ТЭЦ-4 есть два завода, которые используют золу для производства стройматериалов, есть установка отбора сухой золы, сегодня проектируется строительство такой же от ТЭЦ-5. Больше в России подобных предприятий практически не существует, здесь мы передовики. Однако при этом «золозаводы» работают с минимальной загрузкой – не готовы строители использовать прочные, лёгкие, хорошо сохраняющие тепло и при этом недорогие стройматериалы.
Лучше, видимо, полулегально добывать песок из Иртыша, который уже и без того у нас обмелел, и покупать непонятного происхождения кирпич. И всё потому, что у обывателя сложилось представление, что зола – это вредно и чуть ли не радиоактивно. Надо этот стереотип разрушать.
Будем надеяться, что омский регион и здесь будет на передовых позициях.