В конце октября в связи с резким ростом заболеваемости COVID-19 омским властям пришлось срочно ужесточать меры борьбы с распространением коронавирусной инфекции. В первую очередь они отразились на работе бизнеса.
Введение QR-кодов в ресторанах, торговых центрах и непродовольственных магазинах предприниматели восприняли болезненно и в скором времени забили тревогу. Ресторанному бизнесу досталось ещё и в связи запретом работы в ночное время.
Тяжёлые компромиссы
Бизнес, который не особо оправился после кризиса 2020 года, когда многие могли работать только навынос и осуществлять доставку своей продукции, заявил, что нововведения - очередной удар для предпринимателей.
Конечно, многие понимали, что принятые меры - это забота о людях в разгар непростой эпидемической ситуации, но, с другой стороны, и предпринимателям нужно как-то выживать, а делать это с каждым днём становится всё сложнее и сложнее. К тому же малый и средний бизнес очень быстро реагирует на любые изменения.
В первые дни введения QR-кодов омичи замечали, что посещаемость ТЦ и кафе резко упала, а предприниматели спустя некоторое время заговорили о снижении выручки на 30-40-50%. Гневные сообщения появлялись и в соцсетях, то и дело рассказывалось, как неважно стали идти дела у бизнеса с появлением QR-кодов.
Но, как считает министр экономики Омской области Анна Негодуйко, любые ограничения и запреты - это некий поиск баланса между сохранением здоровья людей и экономической активностью. Однако эта тема довольно деликатная: она нуждается в экспертных оценках и учёте мнений предпринимателей.
Смягчить или ужесточить?
Бизнес по всей стране (где больше, где меньше) испытывал сложности. Как только началась пандемия, омское минэкономики разработало антикризисный план по минимизации последствий.
«Первоначально наши оценки были очень пессимистичны, но итоги прошлого года показали, что бизнесу удалось выстоять, - рассказывает Анна Негодуйко. - В этом году он сумел мобилизоваться. Был налажен диалог с региональной властью, поэтому при принятии тех или иных мер министерство старалось не просто учитывать мнение бизнеса, а идти с ним рука об руку».
Именно по этой причине в регионе был создан оперштаб по вопросам экономики, благодаря которому удалось принять несколько важных решений с учётом интересов бизнес-объединений.
Не отставало и министерство экономики. Сотрудниками ведомства была продолжена работа по поддержке бизнеса, начатая годом ранее. Так, ещё в 2020 году были установлены пониженные ставки по упрощённой системе налогообложения. Претендовать на них могли не только пострадавшие отрасли, признанные на федеральном уровне, но и смежные отрасли (с учётом рисков), а также приоритетные для региона сферы.
По мнению Анны Негодуйко, в совокупности федеральные и региональные меры позволили удержать и количество занятых в бизнесе, и количество самих субъектов. В 2021 году численность занятых в малом бизнесе даже увеличилась на 7%.
Непопулярные меры
Но говорить, что QR-коды были восприняты бизнесом позитивно, конечно, нельзя.
До момента введения кодов в Омске министерством экономики были подготовлены детальные разъяснения для бизнеса. Ведь, когда возникает сложная ситуация, важно понимать, почему так происходит и сколько это может продлиться.
Принципиальной в это нелёгкое время была позиция губернатора Омской области. Александр Бурков заявил, что необходимо снижать налоговую нагрузку. Отчасти этому будет способствовать новый законопроект, который сейчас на стадии разработки. В нём сохраняется преемственность акта, действующего в настоящий момент.
«В прошлом году, когда мы принимали закон, это был первый опыт. Ранее у нас вообще не действовали пониженные ставки по упрощённой системе налогообложения, - подчёркивает министр экономики Омской области. - Первое, что мы взяли на вооружение, это отказ от использования привязки ОКВЭД. Мы указали, что 70% дохода должно получаться от того вида деятельности, в отношении которого установлена пониженная ставка. При этом он не обязательно должен быть указан как основной».
В законопроект также включены новые отрасли: животноводство, производство пищевых продуктов, креативная индустрия, IT, социально ориентированный бизнес и сфера торговли.
Ключевой позицией при разработке закона было увеличение среднесрочного периода действия льгот, так как один год ничего не решает. Между тем бизнесу важно и нужно строить свои планы, понимать, как он будет развиваться в перспективе. Поэтому и был выбран срок - три года.
Конечно, 2021 год, как и 2020-й, сильно сказался на бизнесе. О достижении допандемийного уровня говорить пока не приходится, но процесс адаптации идёт, и малый и средний бизнес преодолевает его успешно. Подтверждением этого стали поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет. По состоянию на 11 месяцев они составили 13,7 млрд руб., а это на 2,5 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года.