Примерное время чтения: 5 минут
799

Мастерство в деталях. Как создать модель корабля?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ в Омске 06/09/2017
Судомоделизм - вещь затратная.
Судомоделизм - вещь затратная. / Сергей Зянкин / АиФ

Четверть века назад Зянкин увлёкся стендовым судомоделированием, 15 лет передаёт свои навыки детям. Сейчас мастер говорит, что всё чаще ему приходится начинать с азов и прививать воспитанникам элементарные трудовые навыки - современные дети ужасно не любят работать руками.

Шлюп «Восток»

Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Сергей Валерьевич, а как получилось, что в степном городке южного Урала Троицке вы стали строить модели парус­ников?

Сергей Зянкин: Много читал, вот и увлёкся. Сейчас преподаю в своём городе стендовое судомоделирование. Строим макеты парусных кораб­лей - это уменьшенные копии известных морских судов разных эпох.

- Что вы привезли в Омск?

- Привёз модели, самая большая - шлюп «Восток». Это парусное головное судно первой русской антарктической круго­светной экспедиции под командованием Беллинсгаузена. В этом путешествии, собственно, и была открыта Антарктида. Кстати, серия космических кораблей в Советском Союзе была названа в честь этого судна.

Судомоделирование - не бизнес. Я занимаюсь популяризацией этого вида деятельности.

- Это обычный размер для копии?

- В судомоделировании размер значения не имеет, главное - деталировка. Можно сделать маленький корабль, но деталировать его так, что он будет дороже, чем большой.

- У Петра Первого была потешная флотилия, а ваши модели могут держаться на воде?

- Для воды они не предназначены, потому что несбалансированные. В настоящих кораблях балласт делался так: вдоль киля укладывались мешки с песком и камнями, тут действует принцип неваляшки.

- В парусном судостроении используется дерево, а какая порода предпочтительнее?

- Отлично, когда есть осина, красное дерево. Эта древесина высоко ценится за хорошие механические характеристики. Она прочная, неплохо полируется. Используем ченчен, который легко пилится и обрабатывается, самшит ценится за твёрдую однородную древесину, а эбеновое дерево применяется в инкрустации.

- Это ведь дорогой материал?

- Судомоделизм, как и любой технический кружок, вещь затратная. Здесь и деньги требуются, и время. На одну модель уходит до года кропотливого труда, вот я шлюп «Восток» делал более 4000 часов в течение четырёх лет.

Линейка в диковинку

- Кто занимается в кружке? Понятно, что в основном мальчишки. Со скольки лет ведётся набор?

- Приходят и девочки, но это реально физически сложный процесс. Нужно согнуть, забить - одно­временно согнуть и забить. Им сложно. Беру с 10 лет, к этому возрасту они хотя бы знают азы математики, то есть могут умножить, сложить, разделить, вычесть. Ребята линейками пользоваться не умеют! Приходят и смотрят на неё, как на диковинку. Я уж не говорю про циркуль и транспортир. Учу работать напильником, ножовкой, дрелью. Хорошо, если они видели хотя бы молоток до того, как пришли заниматься в судомодельном кружке.

- Для вас это увлечение, бизнес, дело всей жизни?

- Не совсем бизнес, я больше занимаюсь пропагандой и по­пуляризацией этого вида деятельности. Конечно, модели продаются, их покупают для подарка

- Интересуются ли омичи моделями? На фестивале ремёсел в Омске к вам подходили, спрашивали?

- Омичи меня удивили. Езжу по Южному Уралу уже лет восемь, там привыкли к таким меро­приятиям, как ярмарки и фестивали мастеров. Они проходят чаще, более организованно. У вас мало опыта. Люди интересуются только ценой, а я могу рассказать всё о судомоделировании. Хотелось бы на таких ярмарках видеть больше ремесленников, они ведь есть в каждом селе, их надо только вытащить.

- Вы ведь не один корабль привезли с собой? Как вообще вы их перевозите?

- Лето для нас - пора, когда мы активно принимаем участие в мероприятиях, подобных вашему Дню города. Перевозим всё на своём автомобиле. А с собой в Омск привёз ещё модель кораб­ля «Байкал», который принимал участие в Амурской экспедиции морского офицера Невельского. Она положила начало российским исследованиям и организации поселений на Дальнем Востоке. Моряки выбрали западный маршрут плавания: из Кронштадта через Рио-де-Жанейро, обогнули мыс Горн и прибыли в Петропавловск-Камчатский.

И ещё одна модель представляет собой галеон Френсиса Дрейка - «Золотая лань». Этот персонаж известен тем, что получил лицензию на грабёж испанских и французских судов от своей королевы. Это был самый удачливый пират во всём мире.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах