aif.ru counter
206

«Мастерская - живой организм». Омский художник о том, как создаются шедевры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ в Омске №38 18/09/2019 Сюжет Омск - театральная и творческая столица
Юрий Буренков на фестивале керамистов.
Юрий Буренков на фестивале керамистов. © / Юрий Буренков / Из личного архива

Омич Юрий Буренков уже больше 10 лет занимается художественной керамикой, а совсем недавно мастер занял первое место в выставке-конкурсе «Омск Индустриальный». Гости и жюри высоко оценили его философское произведение «Там, где живёт ветер».

Корреспондент «АиФ в Омске» побывала в мастерской Юрия и узнала, как создаются керамические шедевры и почему в творчестве не обойтись без вдохновения.

Открыть мир керамики

Юлия Миленина, «АиФ в Омске»: Когда вы впервые соприкоснулись с творчеством?

Фото: Из личного архива/ Юрий Буренков

Юрий Буренков: Я начал рисовать со школы. У меня постепенно появилась тяга к живописи, принимал участие в районных и городских конкурсах. Став взрослее, решил продолжать этот творческий путь. На худграф не удалось поступить: нужно было ходить на курсы, а денег на них тогда не было. Подал документы в музыкально-педагогический колледж. Легко сдал вступительные испытания и поступил на специальность «Изобразительное искусство и черчение с дополнительной подготовкой в области декоративно-прикладного искусства и народных ремёсел». Там я впервые посетил занятие по керамике. Попробовал поработать с глиной - понравилось!

На втором курсе у нас преподавала член Союза дизайнеров России Ирина Мордвинова. Она познакомила с керамикой, рассказала о разных техниках. Я вдохновился её энтузиазмом. К тому же педагог предложила взять керамику на диплом. Защитился на отлично.

- Сразу ли получилось реализовать себя в профессии?

 - Нет, это не так-то просто. Чтобы организовать свою керамическую мастерскую, нужны немалые вложения, поэтому некоторое время работал не по специальности, прежде чем реализовать задуманное. Но однажды брат посоветовал написать и подать на грант бизнес-проект «Художник-керамист» и в дальнейшем открыть своё дело. Я всё продумал, разобрался, насколько актуальна керамика в наше время, подсчитал примерный бюджет на основные фонды и отправил заявку. Прошёл все три тура грантового конкурса, после чего мне позвонили и сообщили: «Поздравляем, вы выиграли!» На эти деньги купил оборудование, начал работать уже на себя.

Фото: Из личного архива/ Юрий Буренков

- Помните своё первое изделие?

- Это была народная игрушка. По-моему, такие работы тоже немаловажны, ведь они помогают почувствовать связь с предками.

- Сейчас вы часто путешествуете по стране, делитесь своим опытом и черпаете идеи от других людей. Когда впервые поехали в творческий тур?

- Всё началось с Алтая. Отправил заявку с портфолио своих работ на участие в керамическом пленэре «Фарфоровая сказка Алтая», и меня пригласили. Эта поездка оказалась знаковой, плодотворной и познавательной.

Каждый день я посещал мастер-классы по росписи фарфора, технике нерикоми, раку, дровяному обжигу, подглазурной росписи. Впервые всё это попробовал на практике. Вернувшись в Омск, сам сконструировал газовую печь в деревне и теперь самостоятельно провожу обжиги.

Мастер часто экспериментирует с техниками и росписью.
Мастер часто экспериментирует с техниками и росписью. Фото: Из личного архива/ Юрий Буренков

- Какая техника вас привлекает больше всего?

- В керамике много техник. В лепке люблю использовать жгут, пласт, гончарный круг, в декорировании - обвар, раку, глазури, ангобы, соли. Обожаю работать за гончарным станком, часто использую его для своих работ, когда нужно изготовить какие-то детали.

Многие считают, что гончар и керамист - одно и то же, а я убеждён, что это ошибочно! Гончар - рабочая специальность, а керамист - это художник.

Творческий поиск

- Вы долго, кропотливо работаете над каждым изделием. А как рождается образ будущего произведения?

- Всегда нужно вдохновение. Оно может прийти от посещения выставки, прогулки по городу, творческой поездки в другую страну или город, общения с идейными вдохновителями, друзьями, искусствоведами. Потом начинаются поиски. Я никогда не делаю эскизы - это лишняя трата времени. В голове у меня сразу  возникает образ, и я начинаю его воплощать через материал. Времени уходит много, потому что работа идёт этапами. Сначала лепка, затем сушка в естественных условиях три-четыре дня, потом обжиг, роспись глазурями или пигментами, второй обжиг. Иногда этапов бывает больше. Главное - соблюдать все технологические правила. Глина бывает и капризной, и послушной. С ней нужно работать в хорошем настроении, уметь разговаривать, а можно и петь во время процесса, тогда и сами изделия будут тёплыми и радостными, с хорошей энергетикой.


Пока сам не постучишься, дверь никто не откроет. В Омске можно развиваться творчески, нужно только начать.


- Какова судьба готовых работ?

- Творческие работы путешествуют по выставкам в разных городах. Сувенирная продукция отправляется в художественные салоны или лавки. Сейчас музей «Искусство Омска» взял мою работу в свой фонд, и это очень радует. Многие произведения идут в частные коллекции, иногда даже за границу.

- Вы проводите мастер-классы?

- Когда есть свободное время, с радостью провожу. Работаю в основном со взрослыми людьми - с детьми больше ответственности. Хотя иногда возникает парадокс: взрослые ведут себя как дети, а дети, наоборот, как взрослые. Некоторые люди боятся садиться за гончарный круг. Они думают, что глина может разлететься в разные стороны, поэтому приходится их успокаивать. А дети чаще всего ничего не боятся. Летом на празднике в честь Дня города проводил выездной мастер-класс по ручной лепке. Многие взрос­лые благодарили нас за такой полезный досуг для детей. Это нужно популяризировать.

- Керамику можно использовать как арт-терапию?

- Конечно! Это занятие приносит исключительно пользу, и не так важно, когда вы впервые взяли глину в руки - в далёком детстве или вчера. В первую очередь творчество очень успокаивает и расслабляет. В условиях быстрого темпа современной жизни это бесценно. Зачем тратить деньги на дорогого психолога, если можно лепить в свободное время?

- Недавно вы стали победителем выставки-конкурса «Омск индустриальный». Произведение «Там, где живёт ветер» специально для этой экспозиции создавалось?

- Работа родилась гораздо раньше, она в моей коллекции уже два года. Часто наблюдаю за недостроенными домами. Если подойти к ним поближе или заглянуть туда, можно услышать, как там рождается шум. Оказывается, там живёт ветер! Его можно почувствовать с помощью порыва и звука. Кстати, эта работа уже занимала призовое место на молодёжной межрегиональной выставке, а в музее «Искусство Омска» она обрела свой дом.

- Предполагали, что есть все шансы на первое место?

- Вообще не подозревал. Я не первый год выставляюсь, и за это время понял, что радостные вести приходят, когда их совсем не ждёшь. Я просто хотел, чтобы омичи увидели моё произведение, а на приз не рассчитывал. Во время выставки я уехал на фестиваль-конкурс керамистов в Томск. На второй день лепки зазвонил телефон. Беру трубку и слышу: «Юрий, вы заняли первое место!» Не ожидал!

Самоконтроль - мощная сила

- Почти все творческие люди испытывают творческие кризисы. В вашей жизни они присутствуют?

- У меня очень сильная самодисциплина. Моя коллега, которая работает в системе, поражается, как я всё организую. Её рабочий график обязывает рано вставать, а я сам его создаю. Я не люблю опаздывать, давать пустые обещания. Мастерская - живой организм. Если не будешь туда ходить, потеряется навык и желание. Некоторые ссылаются на депрессию, но, мне кажется, это ерунда, просто надо работать.

- Сколько времени проводите в мастерской?

- С раннего утра и до самого вечера. Продуктивность у меня выше в первой половине дня, поэтому примерно до трёх часов можно поработать творчески. Когда сил становится меньше, начинаю выполнять поточные дела. Вечером вообще не могу работать, а с утра всегда прилив сил.

- У вас есть творческие планы, мечты?

- Конечно! Сейчас я мечтаю о персональной выставке. Но для этого необходимо создать серию работ, может быть, даже в соавторстве с кем-нибудь. Пока сам не постучишься, дверь никто не откроет. В Омске можно развиваться творчески, нужно только начать.

- Помимо постоянных творческих поисков, из чего состоит ваша жизнь?

- Это путешествия, общение, новые знакомства, время с семьёй. Дома восстанавливаю силы, смотрю фильмы, иногда отправляюсь в деревню, чтобы подзарядиться. Для меня это лучший отдых после работы в мастерской.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах