aif.ru counter
331

Картина на шее. Произведение искусства может стать аксессуаром

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аиф в Омске №34 21/08/2019 Сюжет Омск - театральная и творческая столица
Платок стал экспонатом выставки.
Платок стал экспонатом выставки. © / Софья Соколинская / Из личного архива

Молодая художница, дизайнер Софья Соколинская рассказала корреспонденту «АиФ в Омске», что сложнее - батик или рисование маслом, каково идти против мнения большинства и как родной город может вдохновить на творчество.

Фото: Из личного архива/ Софья Соколинская

Маркетинг и краски

Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Софья, вы расписываете шёлковые платки. С чего началось это увлечение и как оно переросло в профессию?

Софья Соколинская: Я с самого детства любила рисовать. Также всегда интересовалась одеждой. Но это было именно увлечение. К батику я пришла в 20 лет, до этого была живопись. Ещё до поступления в вуз мне повезло учиться у таких маститых художников, как Людмила Белозёрова, Татьяна Колточихина, Татьяна Бугаенко. Они стали моими первыми проводниками в мир изобразительного искусства, батика.

Первое высшее образование я получила по специальности маркетинг - училась на факультете международного бизнеса ОмГУ. И уже после этого стала серьёзно заниматься дизайном костюма - поступила в омский политех на художественно-технологический факультет. Логичнее было бы наоборот, но как уж получилось.

- Значит, вы дипломированный маркетолог?

- Это были 90-е годы, тогда не принято было перебирать специальности, ища дело по душе, чтобы стать счастливым. Профессия должна приносить доход - это был основной довод в то время, когда я выбирала в вуз. На самом деле я вместе с постижением азов управления бизнесом занималась в художественной студии Татьяны Колточихиной, мастера по батику с мировым именем. Училась расписывать платки, причём вручную. Сейчас я больше сосредоточена на компьютерном дизайне с последующей печатью.


В копилке художницы около сотни работ. Некоторые из них сделаны на заказ.


- Семья поддерживает вас на художественном поприще?

- Теперь уже да. Но на это потребовалось время, и в первую очередь мне самой. Разрешить себе профессионально заниматься любимым делом, имея другую специальность, оказалось непросто. Но зато сейчас могу сказать, что я счастливый человек.

- Почему за основу взяты платки и краски для батика, а не холст и масло?

- Мне нравится идея искусства в повседневной жизни. Здорово, когда картина может быть носимой вещью.

- Сложно ли работать в технике батика?

- Любая техника рисования проста и сложна одновременно. В создании батика есть свои особенности. Постигать их сложно, но потом это становится частью твоего мастерства. Это не только творческий, но и технологический процесс.

- Помните свой первый платок? Как он выглядел?

- Конечно, помню. (Смеётся.) Он до сих пор есть в моей коллекции. Это небольшой шейный платок - 45 на 45 см со свободной росписью, то есть без контура, за который краска не должна выходить. Это была большая бабочка на жёлтом фоне. Получилось мило и смешно.

- Носить можно? Или эта работа слишком детская?

- Носить не стыдно. (Смеётся.) Там хорошее сочетание цветов. А детскими были мои работы в 10 лет. Но это был совершенно другой батик.

С кавказским колоритом.
С кавказским колоритом. Фото: Из личного архива/ Софья Соколинская

- Как вы выбираете сюжеты для своих картин?

- Идеи приходят сами. Никогда не сидела и не думала, что же изобразить. У меня проблема не с идеями, а с наличием времени, чтобы воплотить всё, что хочется.

- Сначала делаете эскизы и складываете в копилку?

- Какие-то идеи приходится реализовывать именно так: делать много эскизов, дорабатывать их. Но случаются работы на одном дыхании - пришло озарение и быстро легло на ткань.

- У каждого художника есть главные критики, которые первыми видят картину и оценивают её. Есть ли такие у вас и насколько их мнение для вас важно?

- Самые первые критики - это моя семья. Мнение родителей, безусловно, важно. Но я очень чувствительна к критике, и близкие это знают. Как правило, они мои работы хвалят, но бывают и забавные случаи. Например, платок из цикла «Города». На нём изображена старая карта Берлина. Конечно же, она творчески интерпретирована, и на ней контуром нанесены достопримечательности города. Мне самой этот платок нравится, всем, кто его видел, - тоже, но папа сказал: «Если бы ты не сказала, что это карта, я бы не понял»… Естественно, это не путеводитель. (Смеётся.)

- Что больше нравится создавать: сюжетные работы или орнаменты?

- Я недавно получила высокую оценку дизайнера Александра Богданова. Он сказал, что у меня хорошее соотношение предметного и беспредметного. Я стремлюсь в своих работах сохранять баланс между сюжетом и орнаментом, сознательно ухожу от дословности.

Расписывать платки - кропотливый труд.
Расписывать платки - кропотливый труд. Фото: Из личного архива/ Софья Соколинская

- Как долго расписывается один платок?

- Примерно месяц. На самом деле это зависит от многих факторов.

В поисках вдохновения

- Какие идеи сейчас воплощаете в жизнь?

- Сейчас делаю платок «Москва». Там прослеживается аналогия с «Берлином», всё-таки это работы из одного цикла. Мне тема городов очень нравится. Есть много платков с Омском, и хочется сделать ещё больше. К примеру, есть мысль сделать вечерний Омск в сине-жёлтых тонах. И ещё куча идей в голове, телефоне, компьютере…

- Какие города уже есть, помимо Омска, Берлина и Москвы?

- Баку, который появился неожиданно для меня самой - просто озарило, Барселона, Париж, Лондон, Прага, Санкт-Петербург. Из стран есть Грузия, Армения, США.

- Вам нужно побывать в городе, стране, чтобы создать картину?

- Было бы прекрасно - я обожаю путешествия! Хотя не всегда такое происходит. Например, платок «Грузия» появился за 10 лет до того, как я там побывала. Однажды сюжет возник в голове и не исчезал, пока не лёг на полотно. Когда приехала в Грузию, сравнила свои фантазии с реальностью - многое совпало.

- Какие места в Омске вас вдохновили на создание картин?

- Первый «омский» платок - сборный вариант моих ассоциаций, связанных с городом. По периметру расположились известные достопримечательности, а в центре - драмтеатр. На другом платке памятник архитектуры: доходный дом А. В. Печокас. На данный момент это единственный в Омске дом в стиле модерн, где сохранился балкон, украшенный цветным панно из керамической плитки. Мне он очень нравится.

- Были неудачные работы? Какова их судьба?

- Самый строгий критик - это я сама. Да, есть работы, которыми я не очень довольна. Всё, что не удалось, складируется в шкаф, переделывать нет смысла - батик не холст, краску не соскрести и ошибку не замазать.

На выставке
На выставке Фото: Из личного архива/ Софья Соколинская

- Одна из ваших работ - «Тихие радости промышленного города» - принимает участие в выставке «Омск индустриальный» в городском музее. Это ваша первая выставка?

- Далеко не первая, я принимаю участие в подобных мероприятиях с 2012 года, но для меня это всегда почётно и очень приятно. В 2018 году в этом же музее «Искусство Омска» выставлялся диптих: платок с доходным домом Печокас и шарф. Зимой 2019-го участвовала в выставке «Господин С», посвящённой дизайнерским свитерам. Также были выставки в галереях.

- Индивидуальная выставка планируется?

- Это не является целью номер один, но, если получится сделать персональную выставку, будет хорошо.

- Ваши работы известны и за пределами Омска. Какова география распространения платков?

- Платки как-то легко разлетаются по миру: многие из них есть в России, Испании, Франции, Швеции, Швейцарии, Израиле, США. Мне импонирует то, что мои работы носят…

- Вы создаёте произведения искусства, но их можно носить. Вы больше художник или дизайнер?

- Я предпочитаю думать о себе как о дизайнере. В моём понимании художник - это очень высокое звание, до него нужно дорасти. С другой стороны, мне есть к чему стремиться.

- В дополнение к профессии маркетолога сейчас вы получаете специальность модельера, дизайнера по костюму. Есть желание создавать не только аксессуары, но и коллекции одежды?

- Да, конечно. Я на пути к этому.

- Платки там будут?

- Обязательно. (Смеётся.)

- Сложно пробиться в мир высокой моды? Насколько высока конкуренция?

- Получить признание в мире высокого искусства очень сложно. Конкуренция есть везде и всегда, хотя я не знаю, кто ещё создаёт платки в такой же манере.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах