Легальная проституция появилась в России в эпоху Николая I, в 1836 году. Это стало ответом на эпидемию сифилиса, охватившую Петербург и другие города европейской части Российской империи.
В 20 веке официальные публичные дома исчезли с карты уже Советской России. Однако проституция как явление продолжает жить и по сей день. Но если это безнравственное явление в 19-20 лишь строго контролировалось, сейчас оно запрещено законом и активно преследуется. 5 октября — Международный день борьбы с проституцией.
Почему и как «древнейшая профессия» появилась в Сибири, в частности в Омской области, кто держал публичные дома и зачем омские «сутенёрши» писали коллективное прошение губернатору, рассказал учёный-историк и краевед Кирилл Демьянов.
Бизнес на грани закона
200 лет назад сексуальной культуры в широких массах населения практически не существовало. Поэтому болезнь, привезённая из Латинской Америки, быстро начала распространяться в Европе. Лечить сифилис не могли — необходимо было бороться с распространением. В том числе с помощью легализации проституции.
Деятельность девушек строго регламентировалась, начиная регулярным посещением врача и заканчивая правилами личной гигиены. Раз в неделю после осмотра (нет ли у девушек внешних признаков заболеваний) каждой ставили отметку в жёлтом билете. Этот документ заменял паспорт: служил удостоверением личности и медико-санитарной книжкой.

Особое место в исторических архивах занимают материалы полицейских управлений, которые тщательно вели учёт всех аспектов работы этой сферы. В том числе они содержат регистрационные списки проституток и медицинские отчёты о посещении врачей, которые многие игнорировали годами.
Наиболее распространённым способом ведения этой деятельности был публичный дом. Содержать его могла только женщина, даже замужняя. Хозяйки борделей обеспечивали девушек жильём, постельным и нательным бельём. За услуги девушки платили хозяйке, оставляя себе небольшую часть заработка. «Сутенёрши» часто заботились почти по-матерински о своих подопечных и способствовали выходу девушки «из профессии».
Базарные девки соглашались на встречи буквально за копейки. Те, кто «работал» в обычных публичных домах, были чуть выше по уровню: их услуги стоили около 2–3 рублей за визит. В столицах же предоставляли элитные услуги: с обслуживанием, как в гостиницах и ресторанах. Для таких заведений отбирали красивых девушек, которые могли поддержать беседу.
Расцвет торговли телом
До конца 19 века Омск оставался удалённым и изолированным городом империи. Ситуация изменилась только с появлением железной дороги: в 1894 году её провели в город. В период Гражданской войны, в то время как в Москве и Петербурге уже установилась советская власть, в Омске действовало белое правительство. В город прибыло огромное количество военных — как рядовых солдат, так и высокопоставленных офицеров. Тысячи мужчин, оказавшихся вдали от дома, создали высокий спрос на определённые услуги.
Особенно примечательна была улица Госпитальная, известная как омская «улица красных фонарей», где располагалось множество публичных домов.
Это был обычный деревянный дом (такие сейчас можно найти на ул. Учебной). В Омске их действовало относительно немного — от 5 до 10 заведений. Но их число постоянно менялось: дома открывались и закрывались. В одном содержалось около шести девушек. Их число зависело от количества комнат: каждой полагалась отдельная.
По воспоминаниям современников Гражданской войны, на улице Госпитальной можно было встретить особый признак таких заведений — дверной глазок, который был направлен внутрь помещения. Прохожий мог заглянуть через него и, убедившись, что находится по верному адресу, войти внутрь.
Ничего, кроме интима
Но публичные дома не могли обеспечивать увеселительную программу: алкоголь, закуски, музыку. Если в таких крупных городах, как Петербург, Москва, Киев или Одесса, существовали элитные дома терпимости, то в Омске этот уровень просто не успел сложиться. Хотя омские владелицы публичных домов всеми силами пытались развивать свой бизнес.
«В начале XX века (около 1910 года), около 4−5 достопочтенных дам, владевших домами на Госпитальной, пишут прошение губернатору Акмолинской области: мы, владелицы легальных публичных домов, соблюдаем правила, предписанные государством, а во многих трактирах, в которых разрешены питьё и музыка, там ещё и нелегально оказывают сексуальные услуги. Разрешите нам хотя бы музыку. Им было отказано во всём этом, но, тем не менее, губернатор рассматривал такое прошение», — рассказал Кирилл.

История любви
В то время как личная жизнь работниц публичных домов остаётся загадкой, хозяйки борделей вели вполне респектабельный образ жизни. Они могли иметь семьи, воспитывать детей и даже обладать определённым влиянием в обществе.
Архивные документы хранят удивительную историю о том, как одна из владелиц публичного дома разрушила судьбу влюблённых.
На улице Лермонтова проживала почтенная еврейская семья Штейн. Их сын, Давид, влюбился в русскую девушку. Однако их чувства столкнулись с религиозными препятствиями.
Консервативное общество того времени не допускало межконфессиональных браков. Еврейская община строго следила за соблюдением религиозных канонов, православная тоже не приветствовала подобные союзы. Не видя другого выхода, влюблённые приняли решение бежать в Харбин — маньчжурский город, населённый преимущественно русскими. Там они планировали обвенчаться вопреки религиозным запретам.
Однако их планам не суждено было сбыться. Тётка девушки, Мария Ковалёва — одна из крупнейших предпринимательниц города и владелица целой сети публичных домов (у неё был «филиал» в Новониколаевске, будущем Новосибирске), организовала похищение племянницы.
Жениться на возлюбленной Штейн всё же смог, но лишь спустя годы - в 1920 году, когда с приходом советской власти религиозные обычаи перестали играть такую большую роль.

Кстати, куртизанки могли выйти замуж. Фактически статус проститутки приравнивался к рабству. Девушка не могла даже покинуть предписанную территорию без разрешения полицейского управления. А чтобы выйти из такого положения, требовалось поручительство человека, готового взять её под опеку и гарантировать прекращение деятельности. Часто это приводило к заключению фиктивных браков.
Но есть документальные доказательства того, что и любовь между проституткой и её клиентом имела место быть. Например, известна история о том, как поляк написал такое прошение за свою возлюбленную.
В омских школах появится новый курс по истории родного края
Техрегулировщик. Как в СССР появился первый светофор и при чём тут США
В Омске разоблачили сеть подпольных притонов с наркотиками и проституцией
В Омске ликвидировали сеть притонов, работающих под видом массажных салонов
В Омске будут судить 10 работников притонов