Аргументы и Факты
omsk.aif.ru
16+
Омск
Аргументы и Факты
omsk.aif.ru
16+
Омск
Примерное время чтения: 6 минут
271

Техрегулировщик. Как в СССР появился первый светофор и при чём тут США

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 33. АиФ в Омске № 33 13/08/2025
Первый омский светофор устанавливали зимой.
Первый омский светофор устанавливали зимой. / ГИАОО, фотофонд, фонд Горохова, № 000643_Горохов / Фотоархив сообщества выпускников Омского ВОКУ им. Фрунзе / Коллаж АиФ

Ежегодно 5 августа весь мир отмечает необычный праздник — День светофора. Эта дата выбрана неслучайно: именно в этот день в 1914 году в американском Кливленде произошло событие, положившее начало эре современного регулирования дорожного движения. В России первый светофор появился в 1930 году, более 95 лет назад.

История светофоров — в материале omsk.aif.ru.

Технический регулировщик

Первый светофор в Советском Союзе заработал 15 января 1930 года в Ленинграде. Он расположился на пересечении современных Невского и Литейного проспектов (тогда — проспекты 25 Октября и Володарского). Устройство, которое тогда называли «техническим регулировщиком», стало настоящим прорывом в организации дорожного движения.

Перекресток проспектов 25-го Октября и Володарского, 1932 год. Светофор уже виден.
Перекресток проспектов 25-го Октября и Володарского, 1932 год. Светофор уже виден. Фото: pastvu.com/ LIFE photo archive

Интересный поворот случился с выбором города для эксперимента. Несмотря на то, что Москва была столицей СССР, именно Ленинград стал пионером в установке светофора. Причина проста: в Москве в то время было слишком много переселенцев, и остановка движения для установки светофора могла создать серьёзные проблемы.

Технические эксперименты тех лет были весьма любопытны. Инженеры активно тестировали различные варианты цветовой схемы. Иногда вместо привычного зелёного загорался синий свет, а расположение сигналов было обратным современному — сверху находился зелёный или синий, а красный располагался внизу.

Проблемы с патентом

Правовая хитрость советских властей заключалась в том, что они намеренно экспериментировали с цветовой гаммой. Дело в том, что трёхцветный электрический светофор был запатентован американцами, и использование классической схемы требовало лицензионных отчислений.

Успех эксперимента в Ленинграде привёл к тому, что уже 30 декабря 1930 года первый московский светофор появился на пересечении Петровки и Кузнецкого моста. После этого три года власти обдумывали распространение системы на другие города.

Масштабное развитие началось к 1939 году, когда в Ленинграде работало уже 100 светофоров с современной схемой расположения сигналов. А в 1959 году СССР присоединился к международным конвенциям о дорожном движении, окончательно утвердив привычную нам сегодня цветовую схему.

Управлял рычагами

В Омске первый светофор появился в 1950 году на перекрёстке улиц Ленина и Партизанской. Там на своём посту под светофором нес службу опытный регулировщик. Он вручную управлял движением на перекрёстке, внимательно наблюдая за дорожной ситуацией и переключая сигналы светофора. Находясь в будке под светофором, с помощью рычагов регулировщик не только менял сигналы, но и устанавливал их продолжительность.

Первый светофор в Омске появился зимой.
Первый светофор в Омске появился зимой. Фото: pastvu.com/ ГИАОО, фотофонд, фонд Горохова, № 000643_Горохов

На фотографии фотокорреспондента «Омской правды» М.В. Горохова видно, как зимой на перекрёстке устанавливают первый светофор с помощью двух лестниц. На фото видно, что машин на улице Ленина уже достаточно много для того времени.

«Экспериментальный прибор»

Спустя 7 лет, в 1957 году, в Омске появился первый в Сибири экспериментальный автоматический светофор. Его установили на перекрёстке улиц Герцена и Интернациональной. 68 лет назад в газете «Омская правда» появилась заметка о том, что автоматический светофор позволяет не только освободить работников автоинспекции, но и сэкономить деньги.

Заметка 1957 года.
Заметка 1957 года. Фото: Омская правда

«Непрерывно растет в Омске количество автомобильного транспорта. Это вызывает интенсивность городского движения по улицам города. Чтобы обеспечить безаварийное движение транспорта, на днях на перекрестке улиц Герцена и Интернациональной установлен первый в Омске и Сибири экспериментальный прибор для автоматической регулировки движения. Этот автомат позволяет высвободить трёх работников автоинспекции и дает в год 35 тыс. рублей экономии», — писал наш коллега М. Горохов.

Памятник омскому светофору

Уникальная реликвия — единственная уцелевшая секция того самого первого омского светофора — теперь занимает почётное место в экспозиции музея УМВД России по Омской области.

Вот так сейчас выглядит памятник омскому светофору.
Вот так сейчас выглядит памятник омскому светофору. Фото: Коллаж АиФ/ Администрация Омска

В знак уважения к прошлому и в целях сохранения городской памяти в 2021 году на историческом месте — там, где когда-то стоял оригинал — была установлена точная копия первого городского светофора.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах