Омские дороги давно уже стали притчей во языцех на всероссийском уровне, что хоть и вызывает раздражение у местных жителей, но, во всяком случае, привычное. Когда в эту дорожную бочку дегтя накладываются еще и транспортные проблемы, то здесь, что называется, тушите свет.
Везде твёрдый, а у нас… жидкий
В настоящее время между областными перевозчиками и министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области сложилась странная ситуация. Началось всё ещё в конце прошлого года, когда некоторым предприятиям перестали выплачивать субсидии. В 2015 году ситуация в лучшую сторону не изменилась. Областные перевозчики продолжают работать в убыток и добиваются выплаты субсидий за несколько месяцев прошлого и нынешнего годов через суды. Причем некоторые транспортники объявляют бойкот и вообще не выпускают автобусы на маршрут.
Татьяна Мезенцева |
«Нам пришлось обращаться в Арбитражный суд, мы его выиграли, теперь ждём денег, - говорит Татьяна Мезенцева, директор ООО «Нижнеомское АТП-28». – Долги у предприятия растут, и в таких условиях жить дальше невыносимо. Минпром, который должен нас защищать и стоять на нашей стороне, фактически нас «кидает». Что делать? Закрывать предприятия и отправлять всех работников на биржу? Мы даже заработную плату не можем сотрудникам полностью выплатить. Некоторое время в октябре мы не работали, вынужденные убытки составили 608 тыс. руб. Причём мы обязаны отправлять автобусы и на нерентабельные маршруты, потому что там живут люди. И это при условии, что наши дороги – это жидкий асфальт. Везде твердый, а у нас – жидкий…».
Субсидии в министерство промышленности поступают из регионального министерства финансов, где нас заверили, что все средства перечисляются в соответствии с графиками, и никаких проблем нет. В самом же минпроме обещают решить проблему в ближайшее время, правда, так и осталось загадкой, почему вообще возникли какие-то проблемы, если с финансами проблем нет?
Пожаловаться президенту?
Иногда вмешательство президента или представителей других федеральных органов власти действительно помогают повлиять на ситуацию. Например, можно вспомнить историю с электричками, которые во многих регионах в один момент вообще решили убрать. Однако президентская инициатива быстро расставила всё на своих местах. Сейчас вопрос областных перевозок нашего региона заинтересовал депутата Госдумы Олега Денисенко:
Олег Денисенко |
«Сейчас все говорят о системном кризисе и о том, что экономика идет на спад, - да, это мировая тенденция, но к решению узкоспециального вопроса она имеет незначительное отношение. Предприятия, которые занимаются перевозками внутри районов, практически лежат на боку. Да, новый закон о перевозках вступит в силу с января следующего года, но когда он реально заработает? Обращения к президенту иногда помогают, как в случае с электричками. Сразу находятся и деньги и возможности, чтобы повернуть все в обратную сторону. Но! Мне бы не хотелось, чтобы у нас таким образом решались в стране проблемы, которые можно решить в рамках регионов. Что касается нелегальных перевозчиков… А что, только сейчас все узнали, что они есть? Это функция власти и правоохранительных органов - контролировать подобные вопросы. Если сейчас проблему областных перевозок в Омской области не решить окончательно, она в ближайшее время будет громко звучать на всю страну. Мне не очень нравится, когда про Омскую область говорят в негативном ключе. Ещё непонятна позиция министерства финансов. Если все так благостно, как они говорят, деньги есть и они переводятся, то почему минпром ими не оперативно распоряжается? У меня почему-то возникают сомнения, действительно ли деньги переводятся в нужном объёме».
Оторванные от мира
Самый крайний населённый пункт на севере области – посёлок Малая Бича. Добраться до него очень сложно, обычная легковая машина не пройдёт. В этом году обильные осадки привели к тому, что возможность выехать за пределы посёлка появилась только в конце июля не без усилий со стороны населения – подтопленный участок закладывали кирпичом. Дорога до Малой Бичи высыхает слишком долго, потому что практически не продувается ветрами - лес с каждым годом разрастается и становится всё ближе. Любой дождь становится проблемой из-за того, что она находится на нулевой отметке, чтобы вода стекала, нужно дорогу поднимать хотя бы на метр, на это потребуются немалые деньги. Например, четыре километра дороги Усть-Ишим – Никольск обошлись в 71 млн руб. При этом она грунтощебёночная, то есть из смеси земли и щебня.
В 71 млн руб. обошлись 4 км
грунтощебёночной дороги.
Усть-Ишимский район этой весной был самым тяжёлым по подтоплению, многие населённые пункты тогда остались без связи с внешним миром. Дороги были настолько напитаны водой, что качественно их восстановить возможности не было даже летом, сначала нужно было просушивать. Восстановление дорог северных территорий будет происходить по специальной программе в 2016-2018 годах.
Станислав Гребенщиков |
«В целом по области на самом деле дороги сегодня не в лучшем состоянии, - признаётся Станислав Гребенщиков, заместитель председателя правительства Омской области. - Самое больное место - дороги севера, здесь предстоит огромная работа, особенно после наводнения. Самый сложный участок на сегодня по доступности – это дорога Усть-Ишим – Загваздино длиной 60 км. Работы будут производиться зимой, потому что осенью не было возможности зайти на ремонтные работы.
Кроме того, в программе доступности по Усть-Ишимскому району у нас три моста. Мы завозим туда материалы, и приступили с первыми морозами, потому что такова технология. Сегодня мы завезли тудапочти все инертные материалы, сваи. Это участок, который находится на особом контроле.
Невероятно сложно, но с помощью всех сил и средств заинтересованных людей мы получили 1 октября деньги на восстановление дорог после паводка. Поэтому сейчас проходит процедура торгов. Эти средства будут использованы в 2016 году до полного устранения последствий от наводнения.
Кстати
Труднодоступные населённые пункты Омской области и постоянно проверяющие людей и машины на прочность местные дороги могли бы побороться за места во всевозможных мировых рейтингах. Правда, поселения и города, а также магистрали и серпантины в основном попадают туда из-за особенностей географических. Например, город Ла-Ринконада в Перу, расположившийся на высоте более 5 тыс. метров - самый высокогорный на Земле. Население его, несмотря на суровые условия проживания, стремительно увеличивается. Рядом с австрийским городом Гальштат нет магистралей. Туристы рассказывают, что попасть в него можно через тоннель, проложенный в горах, или по железной дороге. Но станция находится на другом берегу озера, пассажиров перевозят в город лодками. Тем не менее, этот город красив и привлекателен для туристов. Выходит, оторванность от цивилизации не ставит крест на жизни людей.
В рейтинг самых опасных в мире дорог в 2006 году попала и одна российская. Вместе с ней горный перевал на юге Франции в Альпах под названием Коль-де-Турини. Он расположен на высоте более чем 1,6 тыс. метров над уровнем моря. А также Лех-Манальское шоссе в Индии, которое проходит через несколько самых высоких горных перевалов в мире. Это дорога со снегом, оползнями и сложным ландшафтом. В этом же рейтинге вместе с ними присутствовала и российская «Дорога в ад». Так автомобильную дорогу федерального значения М-56 «Лена» перестали называть только пару лет назад. Дорога идёт преимущественно по территории вечной мерзлоты. Асфальтовое покрытие до 2012-2014 гг. было только на небольших участках в районе Тынды, Нерюнгри и Алдана. Существовали участки, на которых полностью отсутствовало покрытие, и по дороге в период снеготаяния, то есть с мая по начало июня, кое-где невозможно было проехать. Фотографии неотремонтированной трассы в Сети вызывают только ужас. Сегодня реконструкция ведётся на 228 километрах автодороги.
Избавимся от «нелегалов»:
Алексей Лазуткин, начальник отдела пассажирских перевозок министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области:
Алексей Лазуткин |
- Задолженность перед перевозчиками мы, безусловно, погасим. Системный кризис сложился не из-за того, что мы плохо исполняем свои обязательства, а из-за системы организации, существующей в России. То есть нет равных конкурентных условий у всех участников рынка. Есть перевозчики, которые работают по базовой маршрутной сети, соблюдают все требования безопасности и так далее. Но есть другие перевозчики, которые фактически не заключают договоры. То есть они не соблюдают режима труда и отдыха водителей, у них отсутствует предрейсовый медосмотр и многое другое, что позволяет экономить. Эта система сложилась годами, так как не было регуляции со стороны федерального законодательства. Сейчас принят 220 ФЗ, где все подобные правоотношения отрегулированы, но он вступает в силу поэтапно. Например, с июля 2016 года перевозчик, не соблюдающий жёсткие требования по организации перевозок, будет нести административную ответственность. Для водителя – 5 тыс. руб., для юридического лица – 300 тыс. руб. В таком случае можно будет убрать такое понятие, как нелегальный перевозчик, и это основная задача на следующий год.
Маршруты могут закрыть
Алексей Жарков, депутат Заксобрания:
Алексей Жарков |
- Исходя из нового федерального закона, все участники рынка будут проходить через конкурс на каждый маршрут. Но у нас в Омской области есть такие маршруты, куда частник в жизни не пойдет, а, значит, их всегда будут обслуживать исключительно государственные предприятия. Я придерживаюсь той позиции, что такие предприятия нужно обязательно поддерживать, чтобы они обслуживали эти маршруты. Там, где хорошо, все согласятся поехать, а у нас в области дороги сами понимаете какие. Да и где они вообще? Чтобы организовывать нормальные транспортные перевозки, сначала нужно сделать дороги. Кто повезет по ним новые автобусы, чтобы потом эти автобусы «угрохать»? Никакими деньгами потом ремонт не отобьешь. Я переживаю из-за того, что подобные непривлекательные маршруты могут просто закрыть. Поэтому поддерживать, в первую, очередь надо муниципальные предприятия. Частные перевозчики, если им что-то не понравится, развернутся и уйдут.
Летом порядка 10-12 перевозчиков подали в суд.
Будем дальше судиться
Юрий Арчибасов, руководитель компании «Автобусы Омска»:
Юрий Арчибасов |
- Ситуация на самом деле достаточно серьезная, я говорю не только за себя, но и за всех перевозчиков, - объясняет. Работа на базовой маршрутной сети – социально значимая. Перевозчики должны подать свои транспортные средства на платформу автовокзалов независимо от того, сколько пассажиров сядет в автобус. Сказать, сколько денег можно собрать с продажи билетов, невозможно. Дождь идёт - люди не едут, светит солнце – люди едут. Деньги перевозчика складываются из нескольких составляющих, среди которых продажа билетов в кассах автовокзалов; перечисление министерством труда сумм по перевезённым пассажирам-льготникам; субсидия минтранспорта. На конец года по субсидиям сложилась задолженность, и у каждого предприятия она своя. У кого-то 300 тыс. руб., у кого-то 500, а у кого-то миллион. Летом порядка 10-12 перевозчиков подали в суд.
По факту, наше предприятие за последние 13 месяцев получило субсидию пять раз. Как мы должны работать? Будем и дальше судиться.
Нужна культура
Денис Мацуев, народный артист России
Денис Мацуев |
- Я гастролирую по всему миру и по всем регионам России, независимо от развития инфраструктуры. Необходимы только условия для того, чтобы можно было играть, а люди могли слушать музыку. Есть территории более развитые, есть менее развитые. Но в целом по стране видны изменения к лучшему. В начале ноября мы ехали в Липецк по федеральной трассе «Дон». Качество трассы настолько хорошее, что, казалось, едешь по какой-либо из стран Европы. Хочется поблагодарить тех, кто строит такие дороги в сложных условиях России. И сказать всем, кто боится ездить по нашей стране из-за плохих дорог - поверьте, инфраструктура улучшается. Конечно, сейчас кризис, многие проекты приостанавливаются. И далеко не во всех населённых пунктах люди могут послушать концерт классической музыки. Но надо развивать культуру хотя бы в крупных региональных центрах.