По мнению нового руководителя департамента образования Омска Инны Елецкой, нет таких сложностей, которые не дарят возможности для роста. Такого оптимистичного взгляда городской системе образования явно не хватало.
Для решения существующих проблем руководством уже намечен конкретный перечень преобразований. В планах на этот год одним из первых пунктов значится формирование модели эффективного управления образовательной организацией. Весь последний месяц специалисты департамента образования под руководством Инны Елецкой анализировали работу подведомственных учреждений. По результатам мониторинга из 363 учреждений высокий уровень показал только лицей № 54. Низкий показатель отмечен в 39 учреждениях (чуть более 10%), в остальных (323) - результаты оказались средними.
«Директор школы - это не просто педагог с большой буквы, профессионал, но и менеджер, который должен решать много вопросов, напрямую даже не связанных с образованием, а именно с созданием условий, обеспечением финансами. Для этого нужны и юридическая, и финансовая, и административная компетенции», - перечисляет директор департамента образования администрации Омска Инна Елецкая.
С особой заботой
Поэтому директоров школ и детсадов начнут обучать. Первые занятия по ведению финансового учёта начнутся уже 21 марта. После совместно с институтом развития образования администрация приступит к реализации проекта по управлению качеством образования, что позволит выйти на уровень создания муниципальной системы оценки качества. При этом в районах такие системы функционируют не первый год, а вот Омску предстоит её только сформировать.
В зданиях, которые строили в последние годы, начиная с 2013-го, учтены эти требования. Но около 70% помещений появились в 1950-1990-е годы. В этих школах условия будут создавать постепенно. Город уже участвует в программе «Доступная среда». Кроме того, поможет в работе опыт омского колледжа профессиональных технологий - базовой организации инклюзивного образования студентов. В том числе и в части подготовки педагогов.
«Важно формировать готовность коллективов к взаимодействию с такими детьми - педагогов, техперсонала, родителей здоровых детей, в конце концов, самих учеников, - отмечает Инна Елецкая. - Главное качество, которое должны сформировать, - принятие того, что рядом может быть человек не такой, как ты. Архитектурная доступность - не такая тяжёлая задача, а человеческий ресурс должен быть качественно подготовлен».
Предстоит серьёзная работа над материально-технической базой учреждений. Причём не только в плане доступности образования для детей с ограниченными возможностями, а в целом - это один из важных вопросов на сегодня. Департамент образования планирует участвовать в конкурсных отборах и бороться за получение субсидий для учебно-методического обеспечения, ремонта кровель, установки окон. Последнее направление уже реализуется. При этом на сэкономленные на торгах средства появилась возможность увеличить количество учреждений, которые смогут заменить окна уже в этом году.
Также претендует Омск и на средства в рамках выделенного премьер-министром Медведевым 1 млрд руб. на строительство яслей: 600 млн правительство области получит в этом году, 400 - в следующем. При этом большинство учреждений в перечне планируемых к застройке - объекты на территории Омска. Самая большая потребность в яслях для детей от двух месяцев до трёх лет в активно застраивающемся микрорайоне Амур-2, также нужны они и в старом Кировске, где в принципе высока потребность в дошкольных образовательных организациях. Всего ясли необходимы 13 тыс. маленьким омичам. Департамент заявил о необходимости девяти объектов, но сколько войдут в областную программу, пока неизвестно.
Заинтересованные воспитатели
Существенная потребность в количестве мест в яслях - естественный процесс для большого города. Численность населения влияет на организацию образовательной деятельности не только в дошкольном, но и в общем образовании. Поэтому в ближайшее время в Омске полностью не смогут отказаться от второй смены: в городе пока нет такого количества зданий, чтобы организовать всё обучение в одну смену. Так, сегодня ещё порядка 20% школьников учатся во вторую смену. Стоит отметить, что при этом выполняются все требования санитарно-эпидемиологического надзора: 1-е, 5-е и 10-е классы учатся только в первую смену. Должным образом и в полном объёме, в том числе и с требованиями к внеурочной деятельности, выполняют все временные нормативы. Специалисты ищут возможности наиболее оптимального использования имеющихся зданий. В том числе анализируют успешные проекты коллег в других регионах. Положительный опыт есть и в Омской области: в Таврическом районе создают образовательные комплексы, которые позволяют более эффективно использовать площади. Возможно, такие варианты решения вопроса будут задействованы и в омских школах.