Не все маленькие омичи могут попасть в дошкольное учреждение. И причина не только в отсутствии мест – некоторых деток из-за ограниченных возможностей здоровья в детский сад просто не берут. У этих ребятишек разные проблемы: нарушения речи, поведенческие отклонения, заболевания опорно-двигательного аппарата.
С такими детьми специалисты бесплатно занимаются в лекотеке на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения. В учреждении есть консультативный пункт и центр ранней диагностики, где работают с детьми от 0 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет, а также группа кратковременного пребывания. Здесь дети занимаются вместе с родителями, которые принимают самое активное участие. После групповых занятий проводятся индивидуальные. Уже дома родители продолжают самостоятельно развивать ребёнка по рекомендациям педагогов. Они тоже учатся, как в домашних условиях правильно заниматься и общаться с детьми.
Родители тоже меняются
– У нас работают самые высококвалифицированные специалисты, которые проводят гимнастику, сопровождают детей. После диагностики мы определяем для ребёнка образовательный маршрут. Одна из главных задач нашего учреждения – проведение информационной работы. Вместе с поликлиниками, главными врачами и педиатрами мы выявляли детей с отклонениями и направляли в наш центр для того, чтобы на самом раннем этапе не терять время и оказать необходимую помощь, – рассказывает Людмила Петрова, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения.
Лекотека открылась в марте 2012 года, за тот год её посетили 180 детей. За не полный 2013 год – уже 210 ребятишек. Сейчас в очереди находятся более 50 детей, руководство центра выходит из положения, начинает работу с ними в консультативном пункте. Результатами сотрудники центра гордятся: ежемесячно 30 % воспитанников уходят – после нескольких месяцев посещения занятий они начинают развиваться нормально и ходят в детский сад вместе с обычными детьми. Но после выпуска их продолжают сопровождать.
Центр работает по нескольким направлениям: диагностика, консультирование, проведение лекотек и групп кратковременного пребывания. Также с 1 декабря заработает общероссийский телефон доверия. В штате центра узкие специалисты: педагог-психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, врач-психиатр.
– Сотрудникам, которые работают у нас, от природы дано воспринимать, любить, воспитывать, развивать этих детей. Случайные люди здесь не задерживаются. Благодаря им, родители меняются со временем, становятся не такими, как пришли в первый раз, у них меняется мировоззрение и отношение к своему ребёнку. Два главных принципа у нас в учреждении – инклюзия и толерантность, – делится директор центра.
Каждому ребёнку – своя программа
После диагностики на каждого ребёнка разрабатывается отдельная программа развития. Проводятся занятия трёх форм – индивидуальные, групповые и арт-занятия. Одна из главных особенностей – дети с различными формами патологий находятся в одной группе. Главная задача – подготовить ребёнка так, чтобы он в 7 лет пошёл в первый класс общеобразовательной школы и ничем не отличался от сверстников.
Для ребятишек с особыми нуждами есть полный комплект методического материала, игрушки и зал лечебно-физической культуры, где они проходят своеобразную полосу препятствий. В центре работают с очень сложной категорией детей – с ранним аутизмом. Министерство образования оплатило обучение педагога в Москве. Также рассматривается возможность о дальнейшем расширении деятельности это центра.
– С удовольствием ходим второй год. Сын делает успехи – начал больше и активнее разговаривать. Здесь все детки разные, педагоги разговаривают с ними на равных. Мы и дома с ним стараемся общаться как со взрослым. Когда мы пришли сюда, он был непослушным, были проблемы с концентрацией внимания. С поведением стало меньше проблем. О занятиях узнали через знакомых, а теперь сами своим друзьям рекомендуем. Дома стараемся повторять то, что делаем здесь, – делится Татьяна Шуплецова, мама двухлетнего Тимофея.
– Обращаясь к нам в центр, дети сначала проходят процедуру диагностического обследования медико-психолого-педагогической комиссии, в ней участвуют учитель-логопед, учитель-дефектолог, невропатолог, психиатр. Они обследуют ребёнка и дают заключение. Занятия проходят в режиме постоянной игровой и речевой деятельности, – объясняет Татьяна Бисева, исполняющая обязанности заместителя директора Центра ПМСС. – Мы выполняем задачи не только образовательного плана, но и корректируем задержки в развитии. У нас был очень сложный ребёнок, в четыре года он вообще не говорил. После полугода активных занятий, он начал говорить сразу целыми словами.
В регионе на данный момент существует девять лекотек. Они расположены в Полтавке, Калачинске, Исилькуле, Таре и Омске. В этом учебном году дополнительно открылись две лекотеки, в ближайшее время будет рассмотрен вопрос об открытии ещё двух.