Ещё 30 лет назад, по статистике, речевые дефекты были у каждого четвёртого дошкольника, а сегодня трудно найти ребёнка без нарушений речи. Кто-то исправляет речь своими силами, у кого-то проблемы остаются на всю жизнь, превращаясь в «пикантную изюминку». А как быть семьям, которые не могут обойтись без помощи специалистов?
Почему так происходит, что с этим делать, когда и зачем родителям следует обратиться к логопеду, а также о том, может ли компьютер заменить живое общение, рассказал директор некоммерческой организации «Научно-практический центр «Здоровье нации» Леонид Глебов.
Дети в фокусе внимания
Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Леонид Васильевич, врачи и педагоги бьют тревогу: с каждым годом детей, имеющих речевые проблемы, становится всё больше. С чем это связано, на ваш взгляд?
Леонид Глебов: Действительно, проблема речевых нарушений у детей не нова. Что касается причин роста речевых патологий, то можно выявить несколько основных факторов. Один из них - обратная сторона медали современного здравоохранения: медицина сейчас шагнула далеко вперёд; если раньше новорождённых выхаживали с весом не менее 1,5 кг, то сейчас - от 500 граммов. Но следует понимать, что такие дети впоследствии требуют дополнительной реабилитации.
Также оказывают влияние на речевое развитие ребёнка частые заболевания, особенно в первые годы жизни. Второй фактор - социальные причины, в первую очередь засилье гаджетов. По данным опроса родителей, который мы проводили в нашем центре, дети недопустимо много времени проводят с гаджетами. Результат - дети не говорят, так как у них не сформирована потребность в общении.
Если вспомнить историю, ещё 100 лет назад в семьях было по семь и более детей, старшие нянчились с младшими, малыши перенимали у старших родственников речевые и бытовые навыки. В современных семьях зачастую всего один ребёнок, родители находятся в постоянном поиске дополнительных источников дохода, чтобы обеспечить семью, на ребёнка времени катастрофически не хватает. Если родители не общаются с ребёнком, откуда у него возьмутся базовые речевые навыки? На сегодня это огромная проблема, вставшая перед обществом, и её нельзя игнорировать.
- Некоторые родители считают, что проблемы с речью пройдут сами собой…
- Это заблуждение, которое, как правило, выливается в серьёзные последствия. Чем раньше проблема будет выявлена, тем меньше времени и сил потребуется на её устранение. Чем старше ребёнок, тем сложнее его речь поддаётся коррекции - это аксиома.
Что делать с гаджетами?
- Как вы сказали, одна из причин речевых проблем у детей связана с влиянием эпохи диджитал. Как можно исправить ситуацию? Запретить все гаджеты нереально...
- Прогресс не остановить, общество технологически находится в постоянном развитии, и это замечательно. В истории есть масса примеров борьбы с прогрессом, но также известно, чем эти попытки закончились. Так что бороться с гаджетами нет смысла. Просто нужно ограничивать время «общения» со смартфонами, планшетами и компьютерами. Как говорит народная мудрость: «Делу время, потехе - час». Родители должны управлять процессом, то есть строго определять время нахождения гаджета у ребёнка.
Но современная действительность такова, что некоторые родители вместо общения с ребёнком занимают его время гаджетами, чтобы тот не мешал. Таким образом сами взрослые у своего ребёнка формируют зависимость.
- Есть определённая часть родителей, которые считают, что воспитанием и развитием детей должны заниматься детский сад, школа и прочие образовательные учреждения, но не они сами. Если бы не было у взрослых такого заблуждения, скольких бы проблем с речью у детей удалось избежать...
- Никогда не нужно надеяться на то, что вашим ребёнком будут заниматься посторонние люди, пусть это и профессиональные педагоги. Работа детских садов и школ строго регламентирована, а количество детей в группах и классах не позволяет педагогам уделять больше внимания проблемным детям, чем прописано в федеральном образовательном стандарте. Помимо этого, есть ещё масса причин, которые мы не будем озвучивать, так как они и так у всех на слуху.
По моему глубокому убеждению, за воспитание ребёнка и формирование базовых навыков, в том числе речевых, отвечают родители. Да, они не смогут оказать профессиональную логопедическую или дефектологическую помощь малышу, но проблему выявить в состоянии, равно как и обратиться к специалистам - медикам и педагогам.
- Как можно помочь ребёнку с речевыми нарушениями? В государстве, конечно, выстроена система помощи таким детям, но достаточна ли она?
- Услуги таких центров бьют по карману...
- Занятия у логопедов, дефектологов, психологов стоят недёшево. Но есть выход: обращение семей в благотворительные фонды и участие в грантовых проектах. Вот мы в 2021 году выиграли грант на сумму 2,6 млн руб. Благодаря гранту семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с речевыми нарушениями, получают бесплатную помощь логопеда, психолога, занимаются адаптивной физкультурой. Радует, что проект уже показал хорошие результаты - значит, мы работаем не зря.
Всё идёт по плану
- Вы руководите реабилитационным центром и благотворительным фондом. Ваши организации делают многое для помощи проблемным детям. Есть ли обратная сторона у благотворительности?
- Тринадцать лет назад я создал детский благотворительный фонд, пять лет назад - реабилитационный центр. Обе организации некоммерческие, поэтому не предполагают прибыльности. В своё время для меня это был вызов, и я его принял. Обратной стороной благотворительности можно назвать проблему с кадрами.
Сложно было создать команду единомышленников: работа тяжёлая, требует полной профессиональной отдачи, сопряжена с эмоциональным выгоранием. Ещё одна проблема - выстраивание социального партнёрства с предприятиями. Не буду лукавить: не все компании охотно стремятся заниматься благотворительностью.
- Часто приходится сталкиваться с недоверием?
- Проблема недоверия сейчас в бизнесе стоит остро. Ситуация усугубляется действиями мошенников разного толка, из-за которых страдают все. Благотворительные организации оказываются в этом случае без вины виноватыми.
Но наша деятельность прозрачна, наши партнёры в нас уверены, поэтому вопроса недоверия в наш адрес не стоит. Мы помогали детям с ОВЗ и детям-инвалидам, помогаем и будем помогать дальше.
- «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить». Насколько эта цитата вам близка?
- Я проведу аналогию. Развитие и воспитание ребёнка начинается в семье. Для маленького человечка, особенно с ограниченными возможностями здоровья, родители - это вся Вселенная, именно от них ребёнок получает представление об окружающем мире. Поэтому роль родителей в развитии своего чада очень важна.
Для того чтобы ребёнок развивался, требуются совместные усилия педагогов и родителей. Общими усилиями они должны добиваться желаемого результата: укреплять здоровье детей, их физическое и эмоциональное благополучие, развивать творческие способности, познавательную и коммуникативную активность, интеллект и приобщить к общечеловеческим ценностям - обеспечить социализацию.
Педагоги, конечно, сделают всё возможное, чтобы раскрыть потенциал ребёнка, сформировать компенсаторные возможности, задачей родителей становится поддерживать результат и развивать его дальше.
Приведённая вами цитата - это аксиома жизни.
- Как руководитель реабилитационного центра, каким вы видите будущее организации?
- Одна из ближайших целей - вывести реабилитационный центр на ведущие позиции в Омске. К слову, мы начали сотрудничать с профильными кафедрами омских вузов - медицинского и педагогического. Разрабатываем новые проекты для представления их в Фонд президентских грантов. У нас всё идёт по плану.