Молодые родители, сталкиваясь с капризами своих малолетних чад, зачастую не могут справиться с ситуацией и пускают её на самотёк или, наоборот, слишком резко реагируют.
Налицо проблема детско-родительских отношений. Результаты мы регулярно наблюдаем: неуправляемые дети и родители, не знающие, что с этим делать.
Любить или уважать?
На вопрос: «Что легче: любить или уважать детей?» многие, как правило, отвечают «любить». Но ребёнка и так в семье любят. А как же уважение? По мнению к. п. н., доцента ОмГПУ Екатерины Намсинк, нужно уважать ребёнка независимо от его возраста, а также его самого учить уважению. А уважение означает и предоставление ребёнку свободы, и поддержание желаний и инициативы детей, и честность в общении с ними.
«Настораживает поведение родителей, в котором присутствует эмоциональная холодность, где родитель не готов замечать и устранять эти проблемы, - поделилась Екатерина Намсинк. - Общение с малышом только кажется простым. Ведь он постоянно пытается привлечь внимание взрослого к своей деятельности; ждёт от него положительной оценки своих успехов и достижений; обращается за поддержкой в случае неудачи».
По словам педагога, многие матери самостоятельных и смышлёных детей раннего возраста сталкиваются с большим количеством трудностей в общении с ними, жалуются на упрямство и непослушание.
Важно отметить, что данный период признан всеми психологами и педагогами кризисным, когда ребёнок противопоставляет свои желания желаниям взрослого.
«Самое главное, что должен понимать родитель малыша, - протекание кризиса трёх лет зависит от отношения к ребёнку со стороны взрослого. Именно наша разумность, уравновешенность не позволят закрепиться своеволию, упрямству ребёнка в дошкольные годы», - подчеркнула педагог.
В чём же основная проблема ребёнка и взрослого? Взрослый не может и не считает правильным удовлетворять все потребности ребёнка. Отсюда возникают трудности и конфликты. Малыш самостоятельно стремится сделать всё: зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед, брать со стола вещи родителей… Взрослый запрещает, негодует, ругает за чрезмерную активность. Здесь мы и правы, и нет. Неправы скорее в способе реагирования на ситуацию. Некоторым взрослым нужно избавляться от несдержанности, словесной распущенности и слишком эмоционального реагирования на любые проблемы взаимоотношений с ребёнком. Наоборот, гибкость, воображение, доброжелательность, искренность - наши помощники в воспитании детей.
Маленькие дети часто не слушают нас, не слышат того, что мы им говорим, но они всегда смотрят на нас и делают то, что делаем мы. Замечено, что чем тактичнее и гибче взрослый, чем меньше он прибегает к требованию беспрекословного подчинения, тем более послушным становится ребёнок.
Своя территория
По мнению Екатерины Намсинк, очень многие поведенческие проявления детей трактуются взрослыми неправильно. Например, агрессивность, нежелание делиться игрушками, нарушение правил поведения могут быть связаны с элементарным незнанием ребёнком этих правил. С другой стороны, нежелание ребёнка делиться ни при каких условиях или играть рядом с определёнными детьми тоже нужно уважать. Ведь у каждого человека должны быть своё личное пространство и собственность.
Другая проблема современных семей - недостаточное внимание к детям со стороны взрослых, количество и качество проведённого вместе времени.
Агрессия часто возникает у малышей, которые хотят привлечь к себе внимание. Получив желаемое, ребёнок быстро успокаивается. Нужно понимать, что агрессивным детям особенно не хватает тепла и ласки, и стараться удовлетворить эти потребности в семейном кругу. В методике итальянского педагога Марии Монтессори есть игры на снятие подобных состояний: рекомендуется рисование красками, а шутливая игра в бокс выводит излишнюю отрицательную энергию.
Ранний возраст хорош тем, что не поздно всё скорректировать. Терпение родителей - залог доверительных отношений, а основная стратегия поведения взрослых - сохранить и обеспечить положительное отношение ребёнка к самому себе.