В Омской области выстроена целая система дошкольного образования, созданы условия для развития детей от года и старше: центры раннего развития, кружки, спортивные секции и прочее.
Насколько эффективна система дошкольного образования малышей и какая роль отводится в ней родителям, корреспондент «АиФ в Омске» узнал у к. п. н., доцента Омского государственного педагогического университета Екатериной Намсинк.
Цветы жизни или сорняки на обочине?
Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Екатерина, каких семей сейчас больше: заинтересованных в дошкольном образовании своих чад или не занимающихся детьми совсем?
Екатерина Намсинк: Сейчас наблюдается достаточно резкое разделение семей: одни слишком фанатично занимаются развитием малышей, другим это совсем не интересно. В центры раннего развития приходят в основном родители, которые нуждаются в помощи профессиональных педагогов, желают получить рекомендации, убедиться, что они на правильном пути.
Хочу отметить, что не следует слишком интенсивно развивать ребёнка. Были проведены исследования, которые показали, что такие дети «перекормлены» информацией, и после двух первых лет учёбы в школе у них снижается успеваемость, теряется интерес к получению знаний.
- Основная нагрузка в нелёгком деле развития малышей ложится на мам. Их надо как-то поддерживать, помогать им? Может ли помочь сертификат на допобразование?
- К идее сертификата я отношусь положительно. Но, с другой стороны, для решения всех задач развития недостаточно ни детского сада, ни центров раннего развития, ни кружков. Родитель не может самоустраниться из процесса - он ключевое звено. Я встречала матерей, которые проходили курсы по Монтессори-педагогике, но это требует немалых финансовых затрат.
Также женщины могут поступить в педагогический университет и пройти переподготовку. Большую роль здесь играет степень заинтересованности родителей в получении дополнительной информации и навыков.
- Сейчас центры раннего развития растут как грибы после дождя. Все они разные и не всегда подходят под требования родителей. Как выбрать центр, в котором точно не навредят ребёнку?
- Необходимо понимать, что сфера раннего развития коммерческая, она очень востребована, поэтому желающих заработать на этом гораздо больше, чем хороших специалистов. Самое главное в центре не среда и техническое оснащение, а кадры. Если в центре работают люди без специального образования, туда лучше детей не приводить. Нужно почитать отзывы, поискать информацию о педагогах, сходить на пробное занятие и потом уже принимать решение, будете дальше заниматься в этом центре или нет.
Некоторые родители идут другим путём - в различных центрах посещают только пробные бесплатные занятия либо часто меняют курсы. Это неверная тактика, ребёнку это ничего не даст, нужна система. Важно найти своего педагога и понять, что должно получиться в итоге.
- С какого возраста нужно начинать целенаправленно заниматься образованием детей?
- Можно сказать, что с пелёнок, хотя чётких границ нет. Основной маркер в этом вопросе - понимание ребёнком обращённой к нему речи взрослого, готовность и желание что-то делать совместно. Малыш может не говорить, но по нему видно, что он умеет сосредоточиваться хотя бы на несколько минут, заинтересованно слушает взрослого, тут можно начинать целенаправленно заниматься с ребёнком.
Дети сегодня другие
- Некоторые бабушки говорят, что раньше занятия начинались только в детском саду - и дети вырастали нормальными людьми. В современных условиях достаточно ли одного детского сада для развития детей?
- В советское время детьми, как правило, не столько занимались дома, но у них были ясли и какие-то дворовые сообщества. Современные дети растут в принципиально других условиях. Они часто изолированы от сверстников, многие не посещают дошкольные учреждения. Ребёнок остаётся наедине с телевизором, гаджетом, электронной игрушкой, которая в принципе не может удовлетворить его запросы.
Сегодня совсем другие условия жизни, чем были 50 лет назад. Требования к детям в дошкольных учреждениях, школе заметно возросли. Прошло то время, когда ребёнок приходил в школу, не умея читать, писать и считать. Сейчас эти навыки прививаются до школы. Института предшкольного образования в России официально нет, детский сад только развивает детей. Поэтому функцию подготовки к получению дальнейшего образования берёт на себя семья, предшкольные курсы или частные центры развития детей.
Для детей до трёх лет важно развитие эмоциональной сферы, познавательной, социально-коммуникативной, нельзя забывать о сенсорном и физическом развитии.
- Некоторые родители считают, что свою основную задачу они выполнили - родили, а воспитание и развитие - задача педагогов.
- Только рождением ребёнка задачи родителей не ограничиваются. Это в корне неверная позиция. Что касается занятий развивающего характера, то прежде чем к ним приступать, нужно изучить своего ребёнка. Без любви, доверия, гармоничных отношений между мамой и ребёнком никаких занятий быть не может.
Маленького ребёнка бесполезно заставлять что-то делать: у него нет учебной мотивации, он чему-то учится только ради того, чтобы побыть рядом с мамой, любимым и таким важным в его жизни человеком. Именно маме нужно приложить усилия, чтобы заинтересовать малыша совместной игрой и общением. Если этого нет, любые развивающие занятия бесполезны.
- С чего нужно начать?
- Во-первых, не должно быть никакого принуждения, чтобы в дальнейшем у малыша не исчезла мотивация к получению знаний, чтобы он не возненавидел учёбу. Далее - организовать развивающую среду. Для занятий с ребёнком до трёх лет нужно небольшое количество игрушек, бытовых предметов, картинок, книжек, музыкальных инструментов. Каждая вещь может стать предметом отдельного разговора с ребёнком и темой нескольких занятий с ним. Если же ограничиться только внесением предметов в детскую комнату, возможно, ребёнок всем этим и заинтересуется, но до конца понять, что это такое, самостоятельно не сможет.
К слову, занятие должно идти 5-10 минут, не больше. Дальше взрослый должен предоставить ребёнку пространство для самостоятельной игры: дать одну интересную игрушку, например, сортер, где нужно подбирать фигуры по форме и размеру. Ребёнок этим может заниматься часами, если подготовлен. Ему всё равно, сколько стоит игрушка и какая компания её выпустила. Главное, чтобы с этим можно было что-то делать.
Ещё одно условие успеха - занятие должно доставлять ребёнку радость. После обязательно нужно похвалить малыша, восхититься его достижениями.
Игры для родителей
- Если знать, как играть с малышом, то всё кажется лёгким и простым, но для родителей это может стать препятствием. Сложно ли научить родителей играть со своими детьми?
- Прежде чем начать играть с ребёнком, родителям неплохо было бы почитать хоть что-то по детской психологии и педагогике. Желательно, чтобы это были официальные образовательные сайты, а не родительские форумы. Книг и пособий сейчас тоже очень много, в Интернете можно найти огромное количество различных игр для детей до трёх лет, а также обучающих фильмов для родителей.
Мало кто из современных людей может позволить себе заниматься только ребёнком, оставив работу и всё остальное. Да это и не нужно. Единственно, что действительно требуется, - это большое желание и понимание, чему именно ребёнок должен научиться. До трёх лет это овладение базовыми понятиями - знание частей тела, основных цветов и форм, названия некоторых диких и домашних животных, бытовых предметов; привитие навыков самообслуживания, например, пить из чашки, есть ложкой, пользоваться горшком и носовым платком, умываться, одеваться, сервировать стол для кукол, здороваться и прощаться, благодарить взрослых за пищу, вести простой игровой диалог и пр.
- Какие мастер-классы сейчас наиболее востребованы у родителей?
- Практикоориентированные. Например, как провести дома с ребёнком занятие, как подружить малыша с книгой, как выбрать для него безопасную игрушку, как подготовить многофункциональное дидактическое пособие своими руками, как воспитать успешного человека.