Примерное время чтения: 7 минут
324

«Борец за экологию» покрывает реальных загрязнителей?

Фото: РИА "Омскинформ"

Принцип «бей своих, чтоб чужие боялись» стал, похоже, основой понимания современной журналистики у омского бизнесмена Сергея Сусликова.

Успешность омских бизнесменов и отдельно взятых предприятий можно легко определить, почитывая издания Сергея Сусликова.

Местный «медиамагнат», как нам кажется, умело вычленяет достигшие высоких результатов компании и через свои издания – сайт БК55 и журнал «Бизнес-курс» – начинает подыскивать, а подчас и выдумывать для них те или иные нелицеприятные поводы, вплетая их в контекст изречений первых лиц государства или региона.

Возможно, основная причина чисто коммерческая: путем «информационного шантажа» подвигнуть бизнесменов на заключение рекламных контрактов. Мол, заплати денежки, и мы о тебе забудем, а то иной раз и похвалим, нет – пеняй на себя. Яркий пример: взаимоотношения Сусликова с Омским заводом техуглерода и его председателем совета директоров Валерием Каплунатом.

В свое время Каплунат тесно сотрудничал с «Бизнес-курсом» и БК55. Это был проект, наполненный реальным содержанием и не преследующий никаких рекламных целей. На страницах журнала и на сайте появилась дискуссионная площадка, на которой обсуждались проблемы развития гражданского общества, совершенствования экономической системы, противодействия коррумпированным силовикам. Каплунат имел возможность высказать свою позицию по тем или иным актуальным аспектам, а его острая публицистика поднимала рейтинг изданий, принося одновременно доход их хозяину и в виде определенных финансовых вливаний со стороны бизнесмена и возглавляемой им компании.

Фото: РИА "Омскинформ"

И тут между партнерами произошел конфликт. Ровно три года назад под Омском рухнула казарма 242-го Учебного центра ВДВ, под ее обломками погибли 24 человека, еще 20 солдат получили тяжелые травмы. По стечению обстоятельств Валерий Каплунат, проходя в 1983–1985 годах воинскую службу, обитал именно в этой казарме и в день трагедии не мог не выразить соболезнования по поводу случившегося. Для их публикации он обратился к Сусликову, а тот поставил условие: только на правах рекламы.

Каплунат глубоко возмутился и разорвал с Сусликовым всяческие отношения, в том числе и финансовые. Может, бизнесмен и погорячился, но по-человечески его вполне можно понять. Вот разница в реакции на трагедию двух предпринимателей: один выписывает чек Сбербанка на миллион рублей в помощь потерявшему ноги солдату, другой требует жалкие тысячи за несколько строк искренних соболезнований.

Причины, толкнувшие Сергея Сергеевича на отказ в публикации, понять трудно. Можно предположить, что на издателя оказали давление местные силовики, которым пришлась не по душе благодарность, выраженная Каплунату командующим ВДВ генералом Владимиром Шамановым. Омские генералы всегда относились к постоянно рассказывающему о коррупционных схемах в их среде главе «Техуглерода» очень настороженно и опасались роста его влияния. Сусликову же, у которого были проблемы  с деятельностью по наружной рекламе, ссориться с силовиками никак не с руки.

Так это или нет, утверждать нельзя, но дискуссионная площадка на БК55 прекратила существование. Возможно, Сергей Сусликов в скором времени об этом пожалел, так как его финансовое положение становилось все хуже. Из «БК» стали уходить ведущие журналисты и даже редакторы. Один за одним издание покинули Наталья Ворохоб, Сергей Мацута, Станислав Жоглик, журналисты их уровня на горизонте не появлялись, да и платить им достойно Сусликову, скорее всего, стало нечем.

И Сергей Сергеевич, по-видимому, решил применить не раз испытанный им метод так называемого информационного шантажа: навалился на завод техуглерода с обвинениями в тотальном загрязнении воздуха над головами омичей. Расчет, кажется, простой: вдруг Каплунат одумается и вновь начнет помогать «королю» омской прессы, каковым Сусликов, похоже, себя неизменно считает. Этого не случилось, да, зная характер главы крупнейшей российской компании по производству техуглерода, и не могло случиться. Сусликов же, что называется, закусил удила.

Надо сказать, тему он затронул для Омска самую что ни на есть благодатную. Экология в городе, конечно, не блещет, и достаточно указать врага, который в этом якобы повинен, как ты станешь борцом за правду-матку, чистоту окружающей среды и здоровье народа. Разом взлетят тиражи, а с ними и поток рекламодателей, а любой сомневающийся в написанном автоматически будет приравнен к вражескому стану.

Большинство читателей не бросится узнавать, что завод не выбрасывает в атмосферу бензол, фенол, формальдегид, оксид азота, хлористый водород и прочую гадость, которую засекают в воздухе приборы Росприроднадзора. Просто не может выбрасывать, потому как эти вещества при производстве техуглерода не выделяются. Оно происходит при температуре в полтора раза выше температуры плавления стали, в этом пекле практически все примеси распадаются на молекулы. В минимальных количествах выделяется в основном водяной пар, вред от которого такой же, как от кипящего чайника на кухне.

Фото: РИА "Омскинформ"

Строго говоря, вредные выбросы в атмосферу поступают от любого предприятия, будь то фабрика игрушек или производство мороженого. Да что говорить, сами люди ничего хорошего в нее не выдыхают – кто будет утверждать, что углекислый газ полезен для здоровья? По официальным данным, за последние пять лет к «Омсктехуглероду» не было ни одной претензии по поводу превышения в его санитарной зоне предельно допустимых концентраций вредных веществ. Более того, завод выбрасывает их в атмосферу на 30 % меньше, чем это допускают нормативы.

На самом деле, как раз подобные обвинения наносят вред борьбе за экологию, так как отвлекают внимание от настоящих ее загрязнителей. Ведя такую линию, Сусликов, по сути, покрывает реальных отравителей омичей.

Впрочем, есть ли до этого дело хозяину «БК»? Складывается впечатление, что его интересует только то, как поднятый шум отразится на росте доходов. Даже не от доходов тиражей: все так называемые горячие разоблачающие темы уже не дают скачка. А вот доходы от предпринимателей, которые не хотят никакого шума вокруг своего бизнеса, кажется, здесь встают во главу угла. Принцип «бей своих, чтобы чужие боялись» нередко срабатывает. Недавно один из крупных бизнесменов Омска, уличив Сусликова во лжи, выиграл суд. Но нападки продолжались. По слухам, Сергей Сергеевич хвалился, что все же получил свое. И больше, чем потерял по суду.

Не потому ли издатель не гнушается ни подтасовкой фактов, ни передергиванием высказываний должностных лиц, что привык к тому, что хотя бы один из десяти оболганных им бизнесменов придет и заплатит за то, чтобы печатание подобной чепухи прекратилось? Похоже, именно такое понимание предназначения журналистики становится основой бизнеса Сергея Сусликова.

Андрей Зотов

Материал продублирован с сайта «ОмскИнформ»: https://www.omskinform.ru/news/121486

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах