В Омской области, как и в России в целом, продолжается рост преступлений, совершённых с помощью информационных технологий. По мнению представителей силовых структур, самый лучший способ защититься от дистанционных мошенников - не попадаться на их уловки.
Как это сделать, если с каждым годом методы обмана становятся всё более изощрёнными?
На крючке у беспредельщиков
В наше время только младенцы не подвергаются атакам дистанционных мошенников, и то лишь потому, что не имеют сотовых телефонов. Чуть ли не каждый день на аппарат каждого из нас поступает по несколько звонков от незнакомых абонентов. Как правило, номер московский, с кодом 495. Стало рутиной ежедневно сбрасывать и блокировать номера, звонки с которых длятся не более трёх секунд, или те, где молодой голос настойчиво утверждает, что он сотрудник службы безопасности банка.
Как рассказал заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по Омской области Владимир Белов, за 11 месяцев 2021 года на территории Омской области зарегистрировано 5300 преступлений имущественного характера, совершённых дистанционным способом с использованием информационных технологий.
«Люди попадают на уловки злоумышленников в связи с тем, что преступники постоянно совершенствуются, меняют подходы к своим жертвам, используют новые психологические приёмы. На сегодняшний момент очень серьёзно стоит проблема, что злоумышленники стали представляться сотрудниками правоохранительных органов - МВД, прокуратуры, ФСБ. Они рассказывают потерпевшему, что тот является участником мнимой спецоперации по поимке злоумышленников. Якобы в некоем банке орудует банда, которую необходимо вывести на чистую воду», - поделился полицейский.
По статистике УМВД по Омской области, 34% всех дистанционных мошенничеств происходят с помощью телефонного звонка злоумышленника. Тот, как правило, представляется сотрудником банка, говорит, что заблокирован банковский счёт, и вынуждает «обезопасить» свои сбережения или кредитные суммы, переведя их на «резервный счёт».
Примерно 32% преступлений связаны с куплей или продажей какого-то имущества частными лицами на торговых интернет-площадках. Как правило, чаще от злоумышленников страдают продавцы. Так, недавно омичка-пенсионерка чуть не стала жертвой, продавая капитальный гараж. Целый вечер она подвергалась психологическому давлению по телефону, мошенники убеждали женщину, что перечислили задаток, за которым она должна пойти в банкомат и быть на связи, а они ей будут подсказывать, как снять деньги. Пенсионерке хватило силы духа прервать разговоры, заблокировать номера телефонов злоумышленников и вызвать полицию.
Бытует мнение, что львиная доля потерпевших - лица пожилого возраста. Это не так. По данным полиции, пенсионеры попались в сети дистанционных мошенников всего в 18% случаев, жертв мошенников среди несовершеннолетних - менее 1%, остальные - молодёжь и представители среднего возраста, социально активные граждане, как мужчины, так и женщины, которые имеет работу и хороший доход.
Стар и млад
Казалось бы, как можно обмануть взрослого разумного человека, который достаточно подкован финансово и владеет информационными технологиями? Оказывается, каким бы продвинутым пользователем ни был человек, мало уметь пользоваться современным сотовым телефоном и активно общаться в социальных сетях.
Есть дистанционные мошенничества, связанные с предложением бонусов за переход на какой-то информационный ресурс, участия в онлайн-лотереях, игры в онлайн-казино и прочее - молодёжь на это достаточно активно реагирует. В последнее время в Омском регионе были закрыто определённое количество подпольных игровых клубов, изъяты не только игровые автоматы, но также оборудование для онлайн-казино.
Кстати, на виды «развода», когда идут СМС-сообщения и звонки «из банков», остро реагируют люди любого возраста. Эксперты рекомендуют: если пришла СМС от «сына», «дочери», «внука» или других близких с просьбой срочно перечислить деньги, нужно перезвонить этому родственнику и переспросить, что произошло. Как правило, обязательно выяснится, что никакого ЧП не случилось.
Постоянная бдительность!
Сотрудники полиции открывают уголовные дела по факту дистанционных мошенничеств, но неизвестно, будут ли найдены преступники. На сегодняшний момент следователи раскрывают порядка 20% совершённых киберпреступлений, то есть каждое четвёртое. «Преступление проще предупредить, чем раскрыть», - признаются полицейские. Поэтому, чтобы не стать жертвой дистанционных мошенников, нужно запомнить несколько правил.
Первое: ни один правоохранитель, выполняя свои задачи, никогда не будет интересоваться счетами граждан, кодами и паролями банковских карт, звонить и дистанционно пытаться решать какие-то проблемы. Весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, как правило, в 99% случаев проводится при очном участии граждан. Поэтому никогда никакой правоохранитель не будет звонить и убеждать принять участие в какой-то операции.
Второе: банковские сотрудники тоже никогда не звонят. Если звонки совершаются, то не с сотовых номеров, а с определённых на 8-800. Поэтому, если идёт непонятный звонок, на него лучше не реагировать и не перезванивать на этот номер. При дозвоне человек может сразу попасть в мошенническую схему: к номеру могут быть подключены интерактивные услуги, и со счёта вашего мобильного телефона могут быть очень быстро списаны все деньги.
Подозрительные телефонные звонки нужно сразу пресекать, не разговаривать со звонящим абонентом, даже если он представился сотрудником правоохранительных органов или банка. В дальнейшем для проверки информации нужно самостоятельно позвонить в ведомство, сотрудником которого представился абонент, или, если дело касается банка, зайти в приложение на своём сотовом телефоне и посмотреть текущее состояние счёта.
Оборвать разговор
Наталья Стрельникова, заместитель управляющего Отделением Омск Банка России:
«Идеальный вариант защиты от дистанционных мошенников - прекратить телефонный звонок. Практика показывает, что скрипты, по которым идёт общение мошенников с потенциальной жертвой, созданы профессиональными психологами, поэтому содержат довольно убедительные ответы на вопросы и сомнения, которые могут возникнуть у человека.
Следует обратить внимание на то, что мошенники, развивая разговор, как правило, очень торопят жертву с принятием решения либо запугивают, оказывают психологическое давление.
Что касается интернет-ресурсов, самое простое - завести вторую карту специально для покупок в интернете и переводить на неё нужную сумму».
Растёт сумма ущерба
Дмитрий Эннс, старший прокурор по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельности прокуратуры Омской области:
«Сейчас растёт не столько количество дистанционных преступлений, сколько ущерб от них. В 2021 году по всем киберпреступлениям на территории Омской области ущерб составляет более 600 млн руб. В 2020 году он оценивался в сумму чуть более 327 млн руб. Это в какой-то мере связано с тем, что постепенно повышается количество преступлений, совершаемых на торговых интернет-площадках, где частные лица что-то продают или покупают - суммы сделок бывают довольно значительные. Антирекордная сумма ущерба потерпевшего на территории Омской области составляет 26 млн руб».
Не «дакать»!
«Верно, что когда звонят мошенники и обращаются по имени и отчеству, не надо подтверждать, что вы именно это лицо, не нужно произносить слово «да». В настоящее время со стороны мошенников используется один и моментов, когда записываются голоса людей и в последующем при помощи компьютерных программ собираются небольшие фразы и используются для обращения в банк либо для звонка родителям от якобы их сына о неприятной ситуации, которая требует срочного вложения денег.
Что касается новогодних праздников, если пользователь получил по интернет-почте или в мессенджере информацию о розыгрыше, лотерее или получении бонуса, ни в коем случае нельзя переходить по указанным ссылкам! Лучше самостоятельно зайти на официальный сайт интернет-магазина и проверить, действует ли такая акция», - советует эксперт в сфере компьютерной безопасности Александр Яценко.