Омичи всё чаще становятся жертвами дистанционных мошенников. За девять месяцев 2020 года сотрудники полиции приняли уже около 3500 заявлений пострадавших, это на 108% больше, чем в прошлом году. Ущерб от действий злоумышленников составил 96 млн руб.
За пять миллионов
Количество дистанционных преступлений интенсивно растёт на протяжении последних четырёх лет. Мошенников не пугает возможность оказаться за решёткой несмотря на строгое наказание – до 10 лет лишения свободы. Полицейские расследуют преступления в Сети, совершенствуя методы поиска, а злоумышленники изобретают новые способы обмана населения. Если раньше это были банальные звонки от угодивших в сложную ситуацию «сына», «племянницы», «свояка», «троюродной внучки» с просьбой о помощи, то сейчас в ход идёт игра на слабостях – страхе, жадности, а также на невнимательности, наивности и доверчивости.
Так, недавно омич-пенсионер лишился 5 млн руб. Как он рассказал следователю, к нему на сотовый позвонил неизвестный, и, представившись сотрудником службы безопасности, потребовал срочного перевода всех сбережений на «секретный» счет. Информацию о счетах и хранящихся суммах пенсионер рассказал звонившим сам. В качестве компенсации за доставленные неудобства пожилому мужчине обещали компенсацию в размере 1 млн руб. и возврат личных средств после проверки на безопасность.
Игра на страхах
Злоумышленники умудряются оформлять кредиты, убеждая потенциальных жертв скачать приложение для телефона, которое, якобы, не позволит мошенникам украсть деньги с банковских счетов.
Омичка, учитель информатики одного из омских учебных заведений, обратилась в полицию с заявлением о хищении денежных средств. Женщина рассказала следователю, что ей на сотовый телефон позвонил неизвестный, представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил о несанкционированных списаниях денежных средств со счетов клиентки, сделав акцент на том, что это могут быть мошенники. После чего, он сообщил, что неизвестные пытаются сменить номер её телефона, привязанный к мобильному приложению банка.
Женщине предложили скачать специальное приложение, после чего перевернуть телефон экраном вниз и продолжить разговор. После того, как омичка выполнила все указания звонившего, она обнаружила, что на её имя оформлен кредит в сумме 2 млн руб., из которых 450 тыс. руб. уже снято неизвестными. Потерпевшая тут же позвонила в банк, её карты были срочно заблокированы.
Втёрся в доверие
Типичны истории, связанные с обманом при продаже личных вещей или услуг на интернет-платформах бесплатных объявлений. К примеру, 60-летняя омичка лишилась 6 000 руб. Она подрабатывает сиделкой, о чём разместила объявление на одном из интернет-сайтов. На объявление тут же откликнулся житель Москвы. Он рассказал, что его престарелая мать проживает в Чкаловском посёлке, недалеко от дома заявительницы, и ей необходим постоянный уход. Для получения предоплаты омичка вместе с супругом пошли к банкомату. В этот момент на телефон пришло смс-сообщение о переводе 10 тыс. руб. на её счет. Перезвонивший москвич сказал, что случайно отправил деньги и женщине необходимо вернуть 6 000 руб., а 4 000 оставить себе в качестве предоплаты. Выполнив все указания звонившего, омичка обнаружила, что смс о поступлении денежных средств пришло не со специального номера банка, а с номера злоумышленника.
Юристы-аферисты
Мошенники добрались и до сферы юридических услуг. Часто в интернете мы сталкиваемся с рекламными баннерами такого содержания: «В рамках федеральной программы помощи населению списываем долги по кредитам». Некоторые покупаются на эти посулы и оказываются в очень неприятных ситуациях – мало того, что не решают проблему с кредитами, оказываются жертвами недобросовестных юристов. Как отличить честного юриста от афериста?
По словам Елены Богдановой, никогда не надо спешить заключать договор. Документ необходимо тщательно изучить, проверить, чтобы в нём были отражены все моменты, которые проговаривались устно. Это важно, так как зачастую в недобросовестных юридических фирмах на словах говорят одно, а прописывают в договоре совершенно иное. Если при чтении договора возникли вопросы, их нужно задать. Даны адекватные ответы – компании можно верить. Если ответы будут некорректными или от них начнут увиливать, с такой организацией дел лучше не иметь.
Есть ещё одна уловка: вместе с договором на подпись могут подсунуть акт об оказанных услугах. Получается, что по факту услуги не оказаны, а акт уже подписан. Впоследствии обманутый клиент ничего не может доказать, поскольку он сам подписал документ. Если вы решили заключить договор, никогда сразу не подписывайте акт об оказанных услугах!
Контрольный маркер: честные юристы никогда не дают гарантий, что выиграют дело.
Как не пострадать от действий мошенников?
Такие истории происходят ежедневно, причём случиться они могут с кем угодно. По словам замначальника управления уголовного розыска МВД России по Омской области Владимира Белова, мошенники используют разные психологические приёмы, а также методы социальной инженерии, с помощью которых человека побуждают сделать то, чего при других обстоятельствах он никогда бы не сделал.
Полицейские, конечно, ищут преступников, но это работа не одного дня. Зачастую расследование длится полгода и дольше. Поэтому людям нужно быть бдительными:
- не верить незнакомцам,
- не совершать никаких действий под их диктовку,
- проверять поступающую от них информацию на сотовый телефон,
- не сообщать свои персональные данные, реквизиты банковской карты, коды и другие пароли, дающие доступ к вашей карте.
Запомнить накрепко, что:
- ни в одном банке нет никаких резервных счетов, на которых пользователи могли бы хранить свои деньги;
- никто из представителей банка не будет тратить много времени (больше часа) для разговоров с пользователем;
- настоящие покупатели на сайте личных объявлений никогда не делают предоплату; расчёт производить следует только по факту наличными. Безналичный расчёт – только по номеру телефона, после нужно убедиться, что деньги «упали» на банковскую карту.