413 многоквартирных домов Омска изношены более чем на 70%. Многие из них ещё несколько лет назад признаны аварийными, однако дальнейшая их судьба окончательно решится только в течение ближайших трёх лет.
ФЗ-185 о капремонте многоквартирных жилых домов продлил переселение из аварийного фонда до 1 января 2018 года. На что рассчитывать людям, которые уже не первый год сидят на чемоданах и больше всего в жизни мечтают о доме, не угрожающем развалиться на части при каждом порыве ветра?
Ветшающий город
За последние шесть лет в городе реализовали три региональных адресных программы по переселению граждан из аварийного жилья. За это время расселили 135 многоквартирных домов. Однако аварийных строений с каждым годом становится всё больше, и Омск, массовая застройка которого пришлась на середину прошлого века, ветшает с катастрофической скоростью. Сейчас у нас в регионе действует программа по переселению на 2013-2015 годы. В неё вошли 369 аварийных жилых домов, признанных такими до 1 января 2013 года. Переселение разбито на три этапа. В первый вошли 90 домов, во второй – 154, в третий – 125. Из средств бюджетов всех уровней запланировано финансирование в размере более 850 млн. рублей. Сейчас на счёт департамента городского хозяйства поступила сумма софинасирования из фонда содействия реформированию ЖКХ и областного бюджета в размере 30%. Уточним, что деньги, выделенные в 2013 году, необходимо освоить до конца 2014 года. Основной объём жилой площади будет расселён в 2014 году, чуть меньше – в 2015-м, а остатки – в 2016 и 2017 годах.
Привередливые омичи
В первые ряды счастливчиков попадут те, чьи дома раньше всех были признаны аварийными. То есть дома, где заключения комиссии датированы 2007 годом, должны будут в обязательном порядке расселить в 2014 году. После расселения с гражданами заключат договор соцнайма или договор мены, в последнем случае квартира у человека будет в собственности. Что удивительно, многие жители аварийных домов не соглашаются с предложенной жилплощадью.
– В прошлом году, переселяя граждан в новостройки в ЦАО, мы иногда получали отказы, – рассказывает Елена Мацкевич, заместитель директор департамента жилищной политики. – Люди из своих трущоб не хотели переезжать на 21-ю Амурскую и в район Биофабрики. То этаж не тот, то остановка.
Во избежание недопонимания на этапе формирования программы департамент ведёт индивидуальную работу с жителями, подписывается договор, что они согласны на условия переселения. Разумеется, все предоставляемые жилые помещения не меньше прежней жилплощади и соответствуют всем нормам.