Во всех исправительных учреждениях Омской области есть храмы или часовни, к каждой из них приставлен священник.
Для многих осуждённых человек в рясе становится лучом света. В неволе самосознание меняется, вдали от пагубных привычек и мирских страстей человек задумывается о своей жизни, и, осознав, что делал что-то неправильно, идёт в храм, чтобы покаяться в своих грехах. Обрести душевный покой подследственным и осуждённым помогает священнослужитель.
В канун праздника Пасхи - Светлого Христова Воскресения, корреспондент omsk.aif.ru встретился с протоиереем Алексием Айжинасом, который 20 лет посвятил тюремному служению. За эти годы ему довелось повидать самых отпетых преступников, приговорённых к пожизненному заключению и даже смертной казни и услышать исповеди, после которых порой хочется самому исповедаться.
Исповедь тех, кому нечего терять
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Вы давно служите в исправительных колониях? Как решились на такой шаг?
Протоиерей Алексий: Священник не может рассчитывать на свои пожелания в выборе места службы. Куда направят, там и будет служить. Я этот путь не искал, не шёл к нему, но уже 20 лет на этом поприще, из них 15 в омских исправительных учреждениях, до этого служил в Караганде в Казахстане. Там и был первый опыт общения с осуждёнными и сразу с самыми сложными. Исповедовал четверых, приговорённых к смертной казни в 1998 году. Эти люди совершали ужасные преступления, убивали водителей КамАЗов, забирали их машины и продавали.

Меня тогда поразило, что из всей этой группы искренне раскаялся в содеянном только один, ему было около 30 лет. Среди осуждённых был и 18-летний парень, который вообще не понимал, что с ним происходит, он до конца не осознавал, что приговорён к смертной казни. Для него это было бахвальством каким-то. Осознать и понять, что ты сделал, не всегда и не у всех получается.
- А как вы узнаёте, кто исповедуется искренне, а кто нет? Это ещё и психологом надо быть?
- Это сразу видно, ведь состояние души выплёскивается наружу. Любой священник является своего рода психологом. Раньше психологии не было как таковой, как наука она отдельно выделена только в XIX веке, а до этого духовное просвещение было в руках священников. Они окормляли, направляли, исправляли, подсказывали.
- Вы являетесь сотрудником УФСИН? Не относится ли осуждённые к вам как к стражу правопорядка, а не как к священнику?
- Я сотрудник, но вольнонаёмный. У некоторых осуждённых, возможно, такие мысли и возникают, но большинство понимают, что я не ношу погоны под рясой.
В былые времена были штатные служебные священники – капелланы, в том числе в Омске, в тюремном замке, где сейчас располагается СИЗО-1. Они являлись заместителями начальников тюрем и оклады имели чуть ниже, чем у руководства. Они не только крестили и исповедовали осуждённых, но и занимались их воспитательной работой, преподавали школьную грамоту.
Как в монастыре
- Некоторые упрекают священников колонии в том, что толку от их работы мало. Что входит в ваши обязанности?
- Я полностью организую работу с верующими осуждёнными и при этом не только с православными, но и с мусульманами, иудеями. Что касается «бесполезности»: разве стало бы государство тратить деньги, если бы это было ни к чему? Процесс формирования института штатного тюремного священства был долгим. Должность помощника начальника управления появилась в 2016 году, и это нововведение принесло положительный эффект. Есть статистика, подтверждающая, что в тех колониях, где были проблемы с поведением осуждённых, после появления священников ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. Потому что священник стимулирует к нормальному поведению.
Даже название системы «пенитенциарная» переводится с латыни как «покаяние». Работа с осуждёнными должна быть направлена не просто на становление их на путь социализации, но и на изменение их внутреннего мира. Чтобы они в будущем не только не творили зло, но даже не думали об этом.
И исправить их есть время. Я говорю осуждённым: «Вы можете зайти в колонию, а можете в монастырь». И там и там есть всё для смирения и послушания, для изменения себя. И осуждённые, и послушники живут в строгих условиях, обособленно. Единственное различие в том, что за пределы монастыря послушники не выходят по собственному желанию, а осуждённые вынуждены не выходить.

Есть хороший фильм «Литургия» о бандите, получившем пожизненное заключение, и там он произносит такие слова: «Я счастливый человек». Он стал настолько близок к Богу и Бог к нему, что в этом нашёл счастье, даже находясь в тюрьме. Он осознаёт, что на воле он разбойником и сгинул бы, а здесь он стал другим, вот это и есть глубина покаяния. Такой близости к Богу не каждый священник достигнет.
Я был в Минусинской тюрьме и общался там с тремя осуждёнными, отбывающими пожизненное наказание. Один был буддистом, а два других - православные, но вели себя абсолютно по-разному. Один был контактным, понимал, осознавал своё положение. Другой жёстко изолировался ото всех, стал как будто осатаневшим, только пленный дьявол может не воспринимать, не видеть и не слышать вообще никого. Это погибель для человеческой души.
- Есть мнение, что подследственные чаще обращаются к Богу и ждут встречи со священником, чем те, которые уже находятся в колониях. Это правда?
- Действительно, когда человек попадает в СИЗО, особенно в первый раз, его религиозные чувства обостряются, он ищет поддержки, помощи, решения своих проблем, некоторые желают, чтобы срок уменьшили, но такой чисто потребительский подход не работает, нельзя так относиться к Богу. К сожалению, это есть и в миру, не только в колониях, много людей, которые прохладно относятся к вере, ходят в церковь, чтобы свечку поставить, куличи освятить, воду крещенскую взять, но Бог то абсолютно не в этом.
Главное – спасти
- Есть осуждённые, с которыми вы продолжаете общение после их выхода на свободу?
- На моём приходе три человека – бывшие осуждённые, при этом один из них был с серьёзными статьями, а сейчас работает у меня сторожем, и ему можно доверить всё. Если осуждённые становятся по-настоящему близки к Церкви, то их можно считать одними из самых надёжных людей.
Когда этот человек появился у меня на пороге после освобождения, я первое время к нему присматривался и по его делам понял, что он исправился. У нас в каждом исправительном учреждении есть либо часовня, либо храм, и свой священник и у них на приходах тоже есть такие люди, которые изменили свою жизнь, и это, конечно, радует. В храме ИК-6 находится уникальная святыня – частица мощей Иоанна Предтечи. Бывший осуждённый, будучи в Греции, выпросил её у священника и привёз в колонию, где отбывал наказание.
- Вы беседуете с осуждёнными только по их личному пожеланию?
- По большей части - да. Исправительные учреждения, особенно СИЗО, это такие места, где все чувства обостряются, человек пытается любыми способами найти выход из положения, в которое он попал. В таких случаях стараемся совместно с психологом помочь им пережить этот период.

Главное – спасти человека. Начинаю с разговоров, рекомендую почитать Святое Евангелие, православные книги. В колониях пользуется популярностью книга «Отец Арсений» про жизнь священника 30-х годов, который отбывал наказание в колонии. Кроме того, основным для осуждённого должны стать покаяние и сближение с Богом через молитву, исповедь и причастие.
- А могут ли бывшие осуждённые стать священниками?
- Осуждённые не могут быть священниками. Наличие судимости препятствует принятию священнического сана. Раньше, в 70-80-е годы, встречались такие случаи, конечно, если человек не был осуждён за тяжкие преступления. У меня был знакомый священник, который в своё время, до принятия сана, был осуждён за распространение духовной литературы. Три года он отбывал наказание, а после этого принял священный сан. Бывшие осуждённые могут служить при храме: быть пономарями, читать молитвы, петь на клиросе и т.д.
Тайны под защитой
- Если священник услышал на исповеди осуждённого факты, скрытые от следствия, как он должен поступить?
- Священник обязан молчать. Тайна исповеди защищена не только канонами Церкви, но и законами государства. Священник согласно законодательству не должен привлекаться как свидетель по фактам, которые стали ему известны в процессе исповеди. Я могу посоветовать чистосердечно признаться, потому что ему самому тяжело будет жить с этим. Могу дать характеристику, как священнослужитель, но ни суд, ни следствие это не учитывают.
- Пропуская истории исповедей через себя, как восстанавливаете свои силы?
- Когда к тебе приходят не то что каяться, а сокрушаться, как, например, о потерянном ребёнке, такое, конечно, трогает до глубины души, здесь не можешь не сочувствовать. Но не надо забывать, что священник не просто человек, у него есть божественная благодать, он спасается молитвами, иначе можно сойти с ума, ведь на исповедях приходится сталкиваться в основном с человеческими бедами, с ними чаще всего идут в храм. Столько на исповедях всего наслушаешься… Сейчас, наверное, меня уже никаким грехом не удивить.
- Бывают случаи, когда вы слушаете историю осуждённого и душевно испытываете к нему неприязнь?
- Осуждённые бывают разные. Но я свои личные чувства с пастырским попечением не смешиваю. Если преступник искренне кается, надо безусловно принимать его покаяние, потому что перед Богом мы все равны.
- Могут ли храмы в колонии посещать сотрудники или это место только для осуждённых?
- Никто не запрещает этого, они часто присутствуют. Сотрудники сопровождают певчих женщин и находятся в храме во время службы. При исповеди осуждённого никто не присутствует, человек в это время находится один на один со священником. Сотрудник в целях безопасности наблюдает за процессом со стороны, но разговор не слышит.

- Есть утверждение, что человек вспоминает о Боге в окопе, на нарах и на больничной койке. Это так?
- Большинство, действительно, идут к Богу, когда с ними случается беда, когда им плохо, тогда вдруг для них открываются небеса, они смотрят туда и пытаются найти себе опору, идут в храм помолиться или поговорить со священником. Но не многие, получив помощь, благодарны Богу. В Евангелии описан случай, когда Господь исцелил 10 прокажённых - и только один вернулся к нему, чтобы поблагодарить. Многие люди ставят Бога как «уборщика» за собой, сами гадят и пакостят, и считают, что Господь должен убрать за ними.