Во всех исправительных учреждениях Омской области есть храмы или часовни, к каждой из них приставлен священник.
Для многих осуждённых человек в рясе становится лучом света. В неволе самосознание меняется, вдали от пагубных привычек и мирских страстей человек задумывается о своей жизни, и, осознав, что делал что-то неправильно, идёт в храм, чтобы покаяться в своих грехах. Обрести душевный покой подследственным и осуждённым помогает священнослужитель.
В канун праздника Пасхи - Светлого Христова Воскресения, корреспондент omsk.aif.ru встретился с протоиереем Алексием Айжинасом, который 20 лет посвятил тюремному служению. За эти годы ему довелось повидать самых отпетых преступников, приговорённых к пожизненному заключению и даже смертной казни и услышать исповеди, после которых порой хочется самому исповедаться.
Исповедь тех, кому нечего терять
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Вы давно служите в исправительных колониях? Как решились на такой шаг?
Протоиерей Алексий: Священник не может рассчитывать на свои пожелания в выборе места службы. Куда направят, там и будет служить. Я этот путь не искал, не шёл к нему, но уже 20 лет на этом поприще, из них 15 в омских исправительных учреждениях, до этого служил в Караганде в Казахстане. Там и был первый опыт общения с осуждёнными и сразу с самыми сложными. Исповедовал четверых, приговорённых к смертной казни в 1998 году. Эти люди совершали ужасные преступления, убивали водителей КамАЗов, забирали их машины и продавали.

Меня тогда поразило, что из всей этой группы искренне раскаялся в содеянном только один, ему было около 30 лет. Среди осуждённых был и 18-летний парень, который вообще не понимал, что с ним происходит, он до конца не осознавал, что приговорён к смертной казни. Для него это было бахвальством каким-то. Осознать и понять, что ты сделал, не всегда и не у всех получается.
- А как вы узнаёте, кто исповедуется искренне, а кто нет? Это ещё и психологом надо быть?
- Это сразу видно, ведь состояние души выплёскивается наружу. Любой священник является своего рода психологом. Раньше психологии не было как таковой, как наука она отдельно выделена только в XIX веке, а до этого духовное просвещение было в руках священников. Они окормляли, направляли, исправляли, подсказывали.
- Вы являетесь сотрудником УФСИН? Не относится ли осуждённые к вам как к стражу правопорядка, а не как к священнику?
- Я сотрудник, но вольнонаёмный. У некоторых осуждённых, возможно, такие мысли и возникают, но большинство понимают, что я не ношу погоны под рясой.
В былые времена были штатные служебные священники – капелланы, в том числе в Омске, в тюремном замке, где сейчас располагается СИЗО-1. Они являлись заместителями начальников тюрем и оклады имели чуть ниже, чем у руководства. Они не только крестили и исповедовали осуждённых, но и занимались их воспитательной работой, преподавали школьную грамоту.
Как в монастыре
- Некоторые упрекают священников колонии в том, что толку от их работы мало. Что входит в ваши обязанности?
- Я полностью организую работу с верующими осуждёнными и при этом не только с православными, но и с мусульманами, иудеями. Что касается «бесполезности»: разве стало бы государство тратить деньги, если бы это было ни к чему? Процесс формирования института штатного тюремного священства был долгим. Должность помощника начальника управления появилась в 2016 году, и это нововведение принесло положительный эффект. Есть статистика, подтверждающая, что в тех колониях, где были проблемы с поведением осуждённых, после появления священников ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. Потому что священник стимулирует к нормальному поведению.
Даже название системы «пенитенциарная» переводится с латыни как «покаяние». Работа с осуждёнными должна быть направлена не просто на становление их на путь социализации, но и на изменение их внутреннего мира. Чтобы они в будущем не только не творили зло, но даже не думали об этом.
И исправить их есть время. Я говорю осуждённым: «Вы можете зайти в колонию, а можете в монастырь». И там и там есть всё для смирения и послушания, для изменения себя. И осуждённые, и послушники живут в строгих условиях, обособленно. Единственное различие в том, что за пределы монастыря послушники не выходят по собственному желанию, а осуждённые вынуждены не выходить.

Есть хороший фильм «Литургия» о бандите, получившем пожизненное заключение, и там он произносит такие слова: «Я счастливый человек». Он стал настолько близок к Богу и Бог к нему, что в этом нашёл счастье, даже находясь в тюрьме. Он осознаёт, что на воле он разбойником и сгинул бы, а здесь он стал другим, вот это и есть глубина покаяния. Такой близости к Богу не каждый священник достигнет.
Я был в Минусинской тюрьме и общался там с тремя осуждёнными, отбывающими пожизненное наказание. Один был буддистом, а два других - православные, но вели себя абсолютно по-разному. Один был контактным, понимал, осознавал своё положение. Другой жёстко изолировался ото всех, стал как будто осатаневшим, только пленный дьявол может не воспринимать, не видеть и не слышать вообще никого. Это погибель для человеческой души.
- Есть мнение, что подследственные чаще обращаются к Богу и ждут встречи со священником, чем те, которые уже находятся в колониях. Это правда?
- Действительно, когда человек попадает в СИЗО, особенно в первый раз, его религиозные чувства обостряются, он ищет поддержки, помощи, решения своих проблем, некоторые желают, чтобы срок уменьшили, но такой чисто потребительский подход не работает, нельзя так относиться к Богу. К сожалению, это есть и в миру, не только в колониях, много людей, которые прохладно относятся к вере, ходят в церковь, чтобы свечку поставить, куличи освятить, воду крещенскую взять, но Бог то абсолютно не в этом.
Главное – спасти
- Есть осуждённые, с которыми вы продолжаете общение после их выхода на свободу?
- На моём приходе три человека – бывшие осуждённые, при этом один из них был с серьёзными статьями, а сейчас работает у меня сторожем, и ему можно доверить всё. Если осуждённые становятся по-настоящему близки к Церкви, то их можно считать одними из самых надёжных людей.
Когда этот человек появился у меня на пороге после освобождения, я первое время к нему присматривался и по его делам понял, что он исправился. У нас в каждом исправительном учреждении есть либо часовня, либо храм, и свой священник и у них на приходах тоже есть такие люди, которые изменили свою жизнь, и это, конечно, радует. В храме ИК-6 находится уникальная святыня – частица мощей Иоанна Предтечи. Бывший осуждённый, будучи в Греции, выпросил её у священника и привёз в колонию, где отбывал наказание.
- Вы беседуете с осуждёнными только по их личному пожеланию?
- По большей части - да. Исправительные учреждения, особенно СИЗО, это такие места, где все чувства обостряются, человек пытается любыми способами найти выход из положения, в которое он попал. В таких случаях стараемся совместно с психологом помочь им пережить этот период.

Главное – спасти человека. Начинаю с разговоров, рекомендую почитать Святое Евангелие, православные книги. В колониях пользуется популярностью книга «Отец Арсений» про жизнь священника 30-х годов, который отбывал наказание в колонии. Кроме того, основным для осуждённого должны стать покаяние и сближение с Богом через молитву, исповедь и причастие.
- А могут ли бывшие осуждённые стать священниками?
- Осуждённые не могут быть священниками. Наличие судимости препятствует принятию священнического сана. Раньше, в 70-80-е годы, встречались такие случаи, конечно, если человек не был осуждён за тяжкие преступления. У меня был знакомый священник, который в своё время, до принятия сана, был осуждён за распространение духовной литературы. Три года он отбывал наказание, а после этого принял священный сан. Бывшие осуждённые могут служить при храме: быть пономарями, читать молитвы, петь на клиросе и т.д.
Тайны под защитой
- Если священник услышал на исповеди осуждённого факты, скрытые от следствия, как он должен поступить?
- Священник обязан молчать. Тайна исповеди защищена не только канонами Церкви, но и законами государства. Священник согласно законодательству не должен привлекаться как свидетель по фактам, которые стали ему известны в процессе исповеди. Я могу посоветовать чистосердечно признаться, потому что ему самому тяжело будет жить с этим. Могу дать характеристику, как священнослужитель, но ни суд, ни следствие это не учитывают.
- Пропуская истории исповедей через себя, как восстанавливаете свои силы?
- Когда к тебе приходят не то что каяться, а сокрушаться, как, например, о потерянном ребёнке, такое, конечно, трогает до глубины души, здесь не можешь не сочувствовать. Но не надо забывать, что священник не просто человек, у него есть божественная благодать, он спасается молитвами, иначе можно сойти с ума, ведь на исповедях приходится сталкиваться в основном с человеческими бедами, с ними чаще всего идут в храм. Столько на исповедях всего наслушаешься… Сейчас, наверное, меня уже никаким грехом не удивить.
- Бывают случаи, когда вы слушаете историю осуждённого и душевно испытываете к нему неприязнь?
- Осуждённые бывают разные. Но я свои личные чувства с пастырским попечением не смешиваю. Если преступник искренне кается, надо безусловно принимать его покаяние, потому что перед Богом мы все равны.
- Могут ли храмы в колонии посещать сотрудники или это место только для осуждённых?
- Никто не запрещает этого, они часто присутствуют. Сотрудники сопровождают певчих женщин и находятся в храме во время службы. При исповеди осуждённого никто не присутствует, человек в это время находится один на один со священником. Сотрудник в целях безопасности наблюдает за процессом со стороны, но разговор не слышит.

- Есть утверждение, что человек вспоминает о Боге в окопе, на нарах и на больничной койке. Это так?
- Большинство, действительно, идут к Богу, когда с ними случается беда, когда им плохо, тогда вдруг для них открываются небеса, они смотрят туда и пытаются найти себе опору, идут в храм помолиться или поговорить со священником. Но не многие, получив помощь, благодарны Богу. В Евангелии описан случай, когда Господь исцелил 10 прокажённых - и только один вернулся к нему, чтобы поблагодарить. Многие люди ставят Бога как «уборщика» за собой, сами гадят и пакостят, и считают, что Господь должен убрать за ними.
Мотает срок молотом. Как наркоторговец из Омска искусным кузнецом стал
На «условке» открыл фотостудию. Как пожар спас омича от наркозависимости
«Выбираюсь из болота». Осуждённый омич рассказал, как стал бизнесменом