Будним февральским утром вещевой рынок на Левобережье живёт своей обычной жизнью. Редким посетителям торговцы наперебой предлагают свой нехитрый товар. Многие из продавцов явно восточной внешности. увидев группу людей в форме миграционной службы, нелегалы тут же пытаются скрыться в недрах своих ларьков.
В одном из строительных вагончиков, приспособленных под точку общепита, двое уроженцев солнечного юга готовят шашлыки и плов. При проверке выясняется, что с паспортами у поваров не всё в порядке.
«Я просто покушать зашёл»
Анатолий Саидов |
В другом секторе рынка в поле зрения миграционной службы попадает несколько вьетнамцев, которые бросаются врассыпную. Одна из торговок ныряет под баулы с одеждой, откуда её извлекают внимательные сотрудники.
Задержанные в большинстве своём демонстрируют наивное недоумение.
– За что меня задержали, не могу понять, – говорит Анатолий Саидов, приезжий из Баку. – Хочу вот спросить у сотрудников, почему мы здесь. Наверное, потому что мы «чёрные», вот нас и положено задерживать. Я в Омске живу уже 20 лет, у меня тут жена, ребёнок. Меня вообще в первый раз задержали, я на рынок просто покушать зашёл.
В ответе работодатель
Только за 4 дня, с 10 по 13 февраля, в ходе межрегионального комплексного мероприятия
«Регион-Магистраль» было выявлено 220 правонарушений в сфере миграции.
Марина Соколова |
– Проверки проводились совместно с УФСБ и УМВД России. Было выявлено 57 трудовых мигрантов, в том числе граждане Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Азербайджана и другие. Из них 27 мигрантов привлечены к административной ответственности, – комментирует Марина Соколова, старший инспектор отдела информационного обеспечения УФМС России по Омской области.
Разумеется, это не первые рейды миграционной службы. В начале февраля в Омске в цехе по производству мебели удалось выявить нелегалов, прибывших из Узбекистана и Таджикистана. В случае установления вины предпринимателям может грозить штраф до 5 000 рублей, а должностным лицам – до 50 000 рублей.
С 2015 года, кроме знания русского языка и основ российского законодательства, каждый приезжий из ближнего зарубежья должен иметь патент для работы.
Как дорогих гостей
Тех, кто не противится недавним изменениям в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», встречают чуть ли не как дорогих гостей. Информацию о первом обладателе патента в Омске разместили на сайте профильного ведомства. По данным на середину февраля, за получением патентов в областное УФМС обратились 29 иностранцев. Но их процент невелик в сравнении с теми, кто продолжает скрываться на многочисленных рынках и оптовках. Определённым препятствием для законной трудовой деятельности остаётся языковой барьер. Лексический минимум, которым в обязательном порядке должен владеть иностранец, составляет 850 слов.
В Омской области открыто лишь четыре специализированных центра для приёма комплексного экзамена. В том числе ОмГУ им. Достоевского, педагогический университет, омский филиал госуниверситета им. Плеханова, Омский государственный институт сервиса. Ещё два омских образовательных учреждения до сих пор ждут, пока федеральное министерство образования разрешит им обучать иностранцев русскому языку. При этом количество потенциальных «учеников» в нашем регионе достигает 18 тыс. человек!
Другой преградой для легализации трудовых мигрантов может быть процедура получения патента. Выдаётся этот документ сроком на 1-3 месяца, после чего его нужно продлевать, но максимум на год. Фиксированный платёж за получение патента в Омской области - 2 500 рублей. Многие приезжие предпочитают не связываться с этими формальностями, оставаясь нелегалами.
От редакции
Получается, для того, чтобы ввести трудовую миграцию в законное русло, необходимо сначала прошерстить все рынки и овощебазы, усадить нелегалов за парты и только потом вручить каждому из них по патенту. Нелегалам, попавшимся впервые, грозит лишь штраф в 10-15 тыс. рублей. После его уплаты эти люди могут вновь затеряться среди торговых рядов
Кстати
Граждане России не имеют права работать в странах Евросоюза без специального разрешения. И это разрешение можно получить только в том случае, если за вас будет ходатайствовать компания-работодатель. При этом она должна доказать, что не смогла найти на эту работу гражданина одной из европейских стран. То есть прежде чем нанять россиянина, работодатель должен предложить вакантное место во всех странах – членах ЕС. Единственная «лазейка» предусмотрена для членов семей граждан Евросоюза. Скажем, если ваша жена – гражданка ЕС, вы сможете получить разрешение на работу автоматически и будете уравнены в правах с другими кандидатами на ту или иную работу.
Мнение эксперта
Татьяна Смирнова |
– Программы адаптации трудовых мигрантов, безусловно, будут корректироваться и улучшаться в процессе каждодневной работы, – уверена Татьяна Смирнова, проректор по учебной работе ОмГУ им. Достоевского. – Согласитесь, мигрант мигранту – рознь. Вьетнамцу, чтобы освоить русский язык, и двух, и трёх недель, и даже полугода может быть мало. Поэтому не то что упрощать – программы обучения нужно делать индивидуальными, адресными, если хотите. И всё же недавние нововведения в миграционное законодательство назрели уже давно. Ведь Россия на втором месте по приёму мигрантов, причём половина из них въезжает в нашу страну нелегально.
Едут они, в основном, в большие, более-менее развитые города, а не на север Якутии, где действительно имеется недостаток в людских ресурсах. В целом по стране и в регионах ситуация сложная – и её надо исправлять. Тем более, каждое государство вправе принимать на своей территории законы, которые обеспечивают благополучие коренных жителей.
Позиция власти
Александра Калюжная |
– Напоминаем, что получить патент иностранец может только подтвердив свои знания русского языка, истории и основ законодательства России, – комментирует Александра Калюжная, начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Омской области. – Трудовые мигранты, въезжающие на территорию России в безвизовом порядке, с 1 января 2015 года при наличии патента смогут устроиться на работу как у физических лиц, так и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Въехать в нашу страну без визы могут представители стран ближнего зарубежья, кроме граждан Прибалтики, Грузии и Туркменистана. А граждане Республик Армения, Беларусь и Казахстан осуществляют трудовую деятельность в России без разрешительных документов.
Патент – это документ, подтверждающий право иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности. Иностранный гражданин обязан обратиться за получением патента в течение 30 календарных дней с даты въезда.
Компетентное мнение
Бахромбек Юсупов |
Бахромбек Юсупов, президент омской общественной организации «Содружество узбекистанцев»:
– Безусловно, рейды и проверки, выявляющие нелегальных мигрантов, необходимы хотя бы для того, чтобы снизить уровень преступности внутри национальных диаспор. Со своей стороны наша общественная организация всячески способствует адаптации земляков, прибывающих в Прииртышье. В данном вопросе наши интересы совпадают с позицией областного управления федеральной миграционной службы. Обязательные экзамены, в том числе по русскому языку, а также патентная система в принципе не должны препятствовать трудовой занятости мигрантов. Опасения внушает лишь нехватка преподавателей, способных принять экзамен у нескольких тысяч мигрантов. А ведь речь идёт именно о тысячах человек.
Я бы посмотрел на эту проблему ещё и с другой стороны. Русский язык в своё время был языком межнационального общения на территории Советского Союза. И государство делало для этого всё возможное. Например, учитель русского языка, приезжающий в одну из республик СССР, получал кроме зарплаты в 180 рублей ещё столько же по линии военкомата. 360 рублей по тем временам – очень приличный доход. А сейчас в бывших союзных республиках русский язык постепенно забывается, особенно среди молодёжи. Люди приезжают в Россию и оказываются словно в далёком государстве. И выучить русский язык с «нуля» для них чрезвычайно сложно!