В Омске изобрели ледовые переправы нового типа. При устройстве специалисты будут использовать инновационную технологию, разработанную инженерами автодорожной академии. А именно – будут укладывать специальную геосинтетическую сетку, которая позволит увеличить несущую способность и обеспечить безопасность движения по снежному насту.
«В этом году лёд встал хорошо, полыньи большой не было, а маленькие уже подзатянуло. Трактор будем пускать уже после 10 декабря, он будет очищать переправу от снега. Будем ставить знаки. За неделю мы справимся и к 20 числу откроем. Сначала грузоподъёмностью 2 тонны для легковых авто, – рассказывает Вадим Утяганов, исполняющий обязанности мастера Черлакского ДРСУ. – До 8 марта переправа проработает. А там уже в зависимости от погоды, толщины и хрупкости льда. Сетку закрепят на берегу специальными кольями, сверху будет намораживаться лёд, то есть потом она окажется внутри. Материал будут укладывать на спуске и на подъёме с ледовой переправы по всей её ширине. При этом речь идёт как раз о ширине переправы, а не ширине реки (400 м). То есть порядка 35 метров льда возле берега она закрепит. Так, если автомобиль начнёт проваливаться под лёд, сразу под воду он не уйдёт, человек должен успеть эвакуироваться».
Прослужит до весны
«Проектная документация разработана, сейчас проходит согласование в контролирующих организациях. За неё мы заплатили 420 тысяч рублей. А сама сетка и научное сопровождение – бесплатно. За это спасибо владимирскому заводу-производителю и специалистам СибАДИ, с которыми мы проводим все работы. Последние испытывали свою научную разработку на каких-то опытных участках, а здесь уже конкретный объект, который реально покажет, как эта сетка будет работать, насколько она будет эффективна. С первого раза может не получиться, может, будем пробовать ещё раз», – объясняет Дмитрий Христолюбов, начальник управления дорожного комплекса, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений регионального минтранса.
Ещё одна важная задача – суметь правильно вытащить сетку весной. Она не должна уплыть вместе со льдом. Сетка должна быть извлечена полностью – это условие всех контролирующих органов. По мере того, как лёд будет оттаивать, специалисты будут вытаскивать её. В противном случае материал может намотаться на винты судов. Этот вопрос ещё предстоит совместно проработать специалистам минтранса и СибАДИ. Геосетка достаточно прочная, поэтому если весной всё сложится хорошо, её можно будет использовать и по нескольку раз.
«Использование сетки продлевает срок службы ледовой переправы на 15-20 дней до и после, то есть в общем мы выиграем около месяца», – считает Михаил Смаилов, начальник Черлакского ДРСУ.
По тонкому льду
В прошлую зиму переправа открылась только в конце января – из-за тёплой зимы лёд долгое время был довольно тонким, несущая способность отсутствовала. А в этом году в планах дорожников открытие переправы во второй половине декабря.
«В Омской области 9 ледовых переправ: по одной в Черлаке и Большеречье, в Знаменке и Усть-Ишиме по две переправы и в Тевризе – три, – перечисляет Сергей Кузнецов, начальник отдела ремонта и эксплуатации дорог управления дорожного хозяйства Омской области. – В Таре у нас переправ нет, потому что там построен новый мост. Самая первая переправа откроется в Усть-Ишиме – это север, тут морозы стояли дольше. Здесь уже открыта пешеходная переправа. По мере намораживания льда будет открыта и основная. Устройство переправы начинается с того, что её проходят люди, вручную убираются торосы, определяется толщина льда, и только после этого заходит техника, начинает разгребать снег. Потом пробиваются вешки, и начинается намораживание льда».