581

Ценовой шлагбаум. Омские водители в шоке - подорожало обучение в автошколах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ в Омске 05/11/2014
На большинстве омских автодорог пока нет разметки и светофоров.
На большинстве омских автодорог пока нет разметки и светофоров. / Александра Горбунова / АиФ

Ряд поправок в законодательство о безопасности дорожного движения вызвал среди омских автолюбителей неоднозначную реакцию, ведь вместо трёх месяцев им теперь придётся учить правила дорожного движения полгода. Руководители автошкол также не в восторге от этих нововведений. Например, они обязаны проводить практические занятия только на асфальтированном автодроме площадью не менее 0,24 гектара, снабдив его светофором, перекрёстком и «зеброй».

Увы, автошколы пошли по проторенному пути: они повысили стоимость своих услуг примерно на 30-40%, чтобы оправдать расходы на освоение новых программ и модернизацию оборудования.

Качественно, но дорого

- Честно говоря, я не ожидал такого стремительного скачка цен, которые взлетели почти до 30 тыс. рублей, - говорит Семён Игнатьев, житель Омска. - Передо мной словно шлагбаум опустился - всё, дальше хода нет. Хорошо, что я пока машину не купил. Честно говоря, уже сомневаюсь, нужна ли она мне вообще, если на неё требуется столько сопутствующих расходов?

Иное мнение у автовладельцев, которые успели получить водительские права до изменения законодательства.

- Думаю, правильно ужесточают требования к автошколам, - уверена омичка Карина Дикаева. - Я училась в автошколе в прошлом году. Не буду называть, в какой именно - пусть это останется на их совести. Обе­щали, что в день будем ездить по два с половиной часа, а на деле оказалось не больше двух. Когда же я попросила инструктора больше потренироваться на разворотах, он мне ответил, что мы, мол, и так достаточно разворачивались. Я была в шоке. Может быть, теперь обучение станет качественнее? Раз платить придётся почти вдвое дороже.

Правда, у автолюбителей уже не остаётся выбора - учиться или нет. По новым программам профессионального обучения водителей (приказ правительства РФ № 1408, вступивший в силу этим летом), никакое дистанционное обучение или экстернат не допускаются.

Не отвертишься!

В учебных аудиториях автолюбителей ждёт усиленный курс лекций из 190 часов вместо прежних 156. Увеличилось и количество практических занятий: ученики должны «выкатать» 56 часов, а не 50, как это было прежде. Кроме правил дорожного движения, есть лекции по медицинской подготовке, административному законодательству, а также основам психологии. Стоимость того или иного курса различна. Например, по категории «В» обучение сегодня составляет 25-28 тыс. рублей - в зависимости от того, с автоматической или механической коробкой передач у вас автомобиль. Обучение на другие категории водительских прав колеблется в пределах 10-16 тыс. рублей. В среднем стоимость услуг омских автошкол возросла на 8 тыс. рублей.

Впрочем, пока неясно, почему цены вообще растут? Ведь обучать учеников по новым программам можно только после аттестации.

28 тысяч рублей
стоит курс обучения в автошколах.
- Пока только 38 омских автошкол согласовали свои программы, - комментирует Валентина Беспятова, председатель «Ассоциации омских автошкол». - Что же касается увеличения стоимости обучения, то она, согласитесь, начала повышаться не вчера. Ничего удивительного в этом нет: растёт себестоимость услуг, особенно расходы на ГСМ. Разумеется, необходимы средства на оборудование автодромов, закупку новых учебных пособий. Почему люди вообще считают, что обучиться вождению можно сравнительно недорого? Если человек покупает дорогой автомобиль, он должен предусмотреть расходы на обучение.

Выстоят не все

Ожидается, что с рынка автомобильных услуг исчезнут автошколы, не имеющие необходимой материально-технической базы. Проблема не только в том, что построить собственный автодром под силу не каждому. В конце концов, автодромом можно пользоваться на правах аренды. Но как ускорить аттестацию омских автошкол? Документы проходят согласование в ГИБДД, Роспотребнадзоре и Роспожнадзоре. На подготовку полного пакета документов уходит примерно месяц. В Омской области около 140 организаций, которые оказывают услуги по обучению водителей. Судя по тому, что программы согласовали только 38 автошкол, этот процесс грозит затянуться. Пока все они работают с уже набранными группами, без лицензии очередной набор осуществлять нельзя. Для перехода на новые стандарты им дан срок - до конца года. Однако если старые формы обучения, пусть и со скрипом, но работали, никто пока не знает, когда окончательно сформируется новая система.

Не надо экономить

- Я думаю, никто из здравомыслящих людей не будет против того, чтобы омские автошколы повышали свой технический уровень. Учиться вождению на асфальтированном автодроме со светофором и «зеброй», безусловно, удобнее и безопаснее, чем на территории, которая для этого не приспособлена. Но в реальной жизни, к сожалению, не все автошколы имеют финансовые возможности для технического переоснащения. Отсюда вполне объясним рост цен на их услуги, поскольку не каждый директор автошколы готов работать себе в убыток, - считает Михаил Грачёв, двукратный чемпион России по автокроссу, трёхкратный чемпион России по автомобильным кольцевым гонкам. - Но я считаю, что лучше немного больше заплатить за обучение, зато с первого дня чувствовать себя на дороге увереннее и, может быть, сэкономить в дальнейшем, избегая неприятных дорожных ситуаций. Тем более, очень много начинающих водителей всё равно после автошколы идут ещё и в школы повышения водительского мастерства. Что же касается качества подготовки водителей, оно, несомненно, станет выше, конечно, при условии соответствующего использования новых площадок. Но пока автошколы обеспокоены тем, чтобы пройти аттестацию.

Борьба с формализмом

- Во многих автошколах был формальный подход к делу, - считает Станислав Капралов, заместитель директора регионального центра повышения квалификации СибАДИ. - Человек приходил, отбывал положенное количество часов и получал бумажку, якобы подтверждающую уровень его знаний и умений. Разумеется, необходимо было повышать профессионализм сотрудников автошкол. Следует отметить, что в августе этого года Сибирская автомобильно-дорожная академия победила во всероссийском отборе вузов на создание на её базе одного из трёх федеральных центров по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей. Основной задачей этого центра станет координация образовательной деятельности на территории федерального округа, в том числе разработка новых программ, внедрение специальных аппаратно-программных комплексов тестирования и развития психофизиологических качеств водителей.

Срок обучения - полгода

- Мы поддерживаем все изменения в законе, которые направлены на улучшение качества подготовки водителей, -  говорит Антон Бондаренко, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Омской области. - Судите сами, раньше человек мог пройти обучение за три месяца или вообще экстерном. - Представим, что это обучение выпало на летние месяцы: в июле начал учиться - в сентябре завершил. В результате у такого водителя просто нет навыков вождения в зимних условиях. И вполне закономерно мы получаем ту ситуацию на дорогах, которую имеем. Теперь эта проблема должна решиться. Жёсткие сроки обучения длительностью в полгода должны мобилизовать интеллектуальные способности автолюбителей. Надеемся, на омских дорогах будет меньше аварий. К сожалению, о повышении стоимости обучения ничего сказать не могу - ГИБДД не занимается финансовыми вопросами автошкол.

Кстати
В Евросоюзе всегда существовала обязательная сертификация автошкол. Это правило едино для всех стран, входящих в ЕС, благодаря чему автолюбитель может водить машину в любой европейской стране. В России необходимо сдавать специальный экзамен на международные права. Для работы в автошколе Европы, кроме большого опыта вождения, необходимо окончить специальные педагогические курсы. Методики обучения в зарубежных автошколах также отличаются от российских. Скажем, в Германии отдан приоритет практическим занятиям не на автодромах, а на открытой местности. Для этого выделены отдельные загородные территории, где нет движения транспорта.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

                     
        Самое интересное в регионах