Стандарт, предполагающий установку нового оборудования на учебные автомобили, должен вступить в силу с 1 сентября этого года. Не приведет ли это к повышению стоимости курсов вождения?
Сотрудники УГБДД УМВД России по Омской области считают, что он будет способствовать снижению аварийности на автодорогах.
Загвоздка в педалях
– Правила дорожного движения предполагают, что на учебном авто должна быть установлена буква «У», при движении в ночное время табличка подсвечивается. Зеркала у обучаемого должны быть стандартными, иметь сертификат соответствия на транспортное средство. И по этому поводу новым ГОСТом изменений не предполагается. Кроме того, автомобиль должен быть оснащен дублирующими педалями, – говорит Александр Бакунов, преподаватель кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей» СибАДИ. – Новый стандарт регламентирует порядок работы этих педалей, чего до сих пор не было.
Стандарт предусматривает обязательную звуковую или световую сигнализацию на вторые педали, оборудованные аудио- и видеозаписывающими комплексами.
– По требованиям, которые предполагаются новым ГОСТом, – продолжает Александр Бакунов, – дополнительные педали, или педали инструктора, должны быть чётко связаны с основными, а основные педали не зависеть от дополнительных. Это сложный технический момент. Кроме того, при нажатии инструктором своих педалей предполагается звуковая или цветовая фиксация – этот момент воплотить в жизнь технически просто. В некоторых городах России уже есть автомобили, соответствующие новому ГОСТу.
– Сигнализация на учебных автомобилях необходима для того, чтобы во время экзамена ни инструктор, ни экзаменатор не могли помочь или, наоборот, «завалить» курсанта. Это позволяет снизить коррупционную составляющую при сдаче экзамена, – говорит Ирина Тошбаева, и.о. генерального директора ООО «Центр по защите прав». – Такой опыт наблюдается в европейских странах, широко распространен в Германии.
– Сегодня в учебных автопарках Омской области сосредоточено более 350 машин, – рассказывает Валентина Беспятова, президент Ассоциации автомобильных школ Омской области. – Сейчас автопарк активно обновляется, приобретаются машины с автоматической коробкой передач.
В какие затраты может вылиться переоборудование автомобиля?
– Это зависит от типа устанавливаемых педалей, – говорит Игорь Семакин, директор одной из омских автошкол. – Минимальная цена педального узла – 12 тысяч рублей. От этой стоимости надо и отталкиваться. В нашей автошколе сейчас более 30 автомашин, вот и считайте затраты.
Кто заплатит?
На чьи плечи ляжет финансовое бремя по модернизации учебных авто?
– Речь идет о дооборудовании машин, а не о полной модернизации, – говорит Николай Янков, заместитель директора учебно-курсового комбината. – Поэтому вряд ли стоимость обучения существенно изменится.
– Резкого увеличения стоимости обучения можно ждать тогда, когда будет установлен регламент на автоплощадки, где предусмотрены новые ограждения, ливневые стоки и т. п., – добавляет Валентина Беспятова. – Здесь затраты будут значительными и они должны будут оправдаться. Однако в перспективе это может привести к тому, что будут обучаться только те, кому это действительно необходимо.
– Сегодня доступность к управлению транспортным средством несоизмерима с той ответственностью, которая должна быть на дорогах, – говорит Антон Бондаренко, заместитель начальника отдела ОАРиПБДД УГИБДД УМВД России по Омской области. – Сейчас за несколько тысяч рублей человек может получить водительское удостоверение – средство, которое может нанести вред другому, повлечь смерть. Процесс подготовки водителей крайне ответствен. Хочется надеяться, что это осознает каждый, кто собирается стать водителем.