528

Александр Хилькевич: о моде, русалках и этнических мотивах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ в Омске 22/10/2014
Всероссийский фестиваль искусства и дизайна «Сибирская этника-2014».
Всероссийский фестиваль искусства и дизайна «Сибирская этника-2014». / Александра Горбунова / АиФ

Почему омская школа дизайна считается лучшей в России? Об этом в интервью «АиФ в Омске» рассказал Александр Хилькевич, международный аналитик моды и председатель жюри прошедшего конкурса.

Про фантазию и вкус

Дарья Комарских: Александр, вы не первый раз являетесь жюри в конкурсе «Сибирская этника». Что скажете об участниках и их работах в этом году?

Александр Хилькевич: Прекрасные работы! Сегодня в России это самый масштабный конкурс по количеству участников и по качеству работ. Тема этники даётся дизайнерами в современном ключе, то есть это та мода, те образы, которые связывают наше прошлое, традиции страны с современным искусством. Стоит отметить качество исполнения моделей, очень много представлено рукотворной работы, что приближает модели к уровню объектов искусства. Вышивка, ручные тончайшие техники – это то, что особо ценится за рубежом и стоит огромных денег.

– Как профессионал, вы можете сразу определить победителя?

– Нет, это поверхностный взгляд на работу жюри. Перед началом конкурса я всегда иду за кулисы. Помимо общего эмоционального впечатления есть технические моменты, на которые нужно обращать внимание. Мы смотрим каждую модель не только снаружи, но и изнутри: насколько аккуратно сделаны швы? Насколько соблюдена технология обработки? Это же не просто любительский конкурс, где люди как смогли, так и пошили. Здесь масса моментов, которые оцениваются с точки зрения профессионализма.

Всероссийский фестиваль искусства и дизайна «Сибирская этника-2014». Фото: АиФ / Александра Горбунова

– Что же особенного в комплекте «Пепел и снег» Юлии Русиновой, победившей в «Сибирской этнике-2014»?

Это изумительная работа, очень тонкая, изящная, где тема этники даётся, как говорится, не в лоб. Этника присутствует как какая-то атмосфера, лёгкий образ, который вроде чувствуется, но не показывается однозначно. И в этой модели атмосфера была, очень сдержанный колорит, который мы можем отнести к северным регионам страны, где нет открытых ярких красок, тактичный декор, который отсылает нас к чешуе. А что означает чешуя? Это русалки, подводный мир, который важен для русского фольклора и русских сказок. В то время, когда Русь только складывалась, дорогой была река, потому что дорог в нынешнем смысле не существовало. Были леса, непроходимые болота, дебри. Поэтому изначально одна из самых древних традиций, которая отразилась в сказках и в различных эпосах, связанных со славянами, были реки и вся та живность, которая в этих реках водилась, вплоть до нечистой силы.

– То есть за каждой деталью костюма стоит целая история?

– Конечно! Понятно, что человек, который не подготовлен, этой взаимосвязи не увидит, но в этом-то и определяется мастерство художника. Очень многие думают, что первое, что мы судим на подобных конкурсах – фантазия. Это не совсем так. Первое, что мы оцениваем, это вкус. А что такое вкус? Это тонкость восприятия и умение подать образ тонко, ненавязчиво, но при этом, чтобы все идеи угадывались. И в работе Юлии, которая взяла Гран-при, всё это было. Кстати, за Юлией Русиновой мы давно следим. Она постоянный активный участник многих профессиональных конкурсов, всегда у нас стабильно показывает высокие результаты, так что её нынешняя победа для меня не стала чем-то неожиданным.

Одеть жену

– Чего не хватило другим участникам для победы? Что бы вы им посоветовали улучшить в своих работах?

– Главный совет – не поддаваться соблазну сделать первое, что пришло в голову, то есть нужно избавляться от поверхностного взгляда. Чтобы работы были интересными, в первую очередь, нужно очень много времени посвятить творческому источнику. Про что будет коллекция? Коллекция – это всегда рассказ, когда средствами костюма дизайнер рассказывает свою историю. Если автор чётко представляет, что и почему он делает, как он сможет перекинуть мостик между прошлым и будущим, работа получится.

– Вы согласны с тем, что омская школа дизайна лучшая в России?

Всероссийский фестиваль искусства и дизайна «Сибирская этника-2014». Фото: АиФ / Александра Горбунова

– На сегодняшний день в России, к сожалению, осталась одна школа, которую можно назвать соответствующей мировому, европейскому уровню преподавания и мастерства, как преподавателей, так и студентов. И это омская школа дизайна, хотя до недавнего времени у нас было три таких школы в стране.

– Вы, как человек, знающий о моде всё, скажите, почему женщина в России не может плохо выглядеть даже когда выходит на улицу с мусорным ведром? Почему в Европе люди так сильно не заморачиваются по поводу внешнего вида?

– Это всё исторические корни! На Руси издревле считалось показателем хорошего хозяина, когда у него жена одета напоказ, когда она яркая, красивая, когда на ней много одежды. То есть были примеры, когда всё лучшее нужно было надеть сразу, когда одновременно женщины могли носить по десять платков, накидывая один на другой.

Существовала масса приёмов, которые подчёркивали нарядность и красоту женщины. И сегодня мы от этого не ушли, но, конечно, на каком-то другом уровне, с другим уровнем вкуса. У кого-то этого вкуса чуть больше, у кого-то меньше. У кого вкус на высоте, тех, конечно, меньшинство, потому что в стране плохо поставлено обучение девочек вкусу в одежде. Тем не менее, подсознательно это осталось, потому что имеет под собой столетние традиции русского костюма.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

                     
        Самое интересное в регионах