Банные хозяйства у нас не только живут и здравствуют, но и строят далеко идущие планы на будущее. О сумасшедшей прибыли, разумеется, говорить не приходится. Сотрудники бань честно признаются, что работают в убыток, однако только в этом году на развитие муниципальных парных выделят 20 млн руб. Омск – один из немногих российских городов, где муниципальные бани не только стабильно функционируют, но и получают бюджетную поддержку.
Дефицита нет
– Сейчас у нас открыто 125 бань, 17 из них муниципальные, – рассказывает Алёна Туренко, и.о. начальника отдела благоустройства и коммунально-бытового хозяйства департамента городского хозяйства. – Все муниципальные бани объединены в два комбината: «Банное хозяйство» и «Банный комбинат № 2».
Самой популярной считается баня № 1 на ул. Пранова, она и самая доходная. В день здесь бывает до 200 человек. Конечно, спрос можно объяснить удачным месторасположением в центре города, однако, Иван Ильченко, директор МУП г. Омска «Банный комбинат № 2» уверен, что дело в другом:
– Если в бане хорошие условия, фактор расположения не сказывается. В хорошие бани будут ехать со всех концов города. Все бани в городе расположены так, что в каждом районе имеется хотя бы одна, поэтому проблем с тем, чтобы добраться до какого-либо из заведений, возникнуть не должно. Нынешнее количество бань для города вполне приемлемо и никакого «банного дефицита» не существует.
Про помывку и не только
Что могут предложить омские бани, кроме тазика с водой? Чему равна себестоимость одной помывки? Есть ли в банях какой-то перечень социальных услуг?
Себестоимость помывки – 220 рублей при действующем тарифе в 150. За последние годы тариф возрос незначительно, но каждое повышение больно бьёт по всему банному хозяйству. Дело в том, что средств из бюджета на развитие бань практически не поступает, существует лишь утверждённая мэром города программа по муниципальным баням, по которой все они обеспечиваются финансированием до 2016 года. Всё остальное – за свой счёт. Между тем ремонт омским парным не помешал бы. Увы, практически все из них находятся в зданиях постройки 1960-х гг. По словам Ивана Ильченко, выход в данной ситуации лишь один – оказание дополнительных услуг на территории бань, а также активная реклама:
– Дополнительные услуги – это прачечные, прокат вещей, коммерческие услуги, номера повышенной комфортности. Душевые – тоже прибыльный вид услуги. Все бани города самодостаточны при условии, что в них не будет проводиться ремонт. Те доходы, которые бани получают в течение года, уходят на прямые затраты. На ремонт помещений денег не хватает. Первая задача заключается в том, чтобы за срок, на который определено финансирование, то есть до 2016 года, успеть отремонтировать все здания, тогда себестоимость услуг опустится на нормальный уровень.