Найти автосервис с грамотными специалистами в наше время так же сложно, как и хорошего врача – чаще всего выбор зависит от рекомендаций друзей, или мы действуем методом проб и ошибок. Бывает и так, что специалисты сами знают не больше нашего.
С такими «мастерами» столкнулась Мария Иванова в автосервисе одного из омских официальных дилеров. Всего-то нужно было заменить лампочку в одной из фар, продиагностировать ходовую и заказать запчасти, требующие замены. После осмотра машины работники автосервиса заявили, что всё очень плохо, нужно срочно заказывать запчасти на крупную сумму. И для наглядности решили неисправности показать. С фразой «Юра, подойди, ты же «Газели» ремонтировал!» молодой человек начал расшатывать одну из деталей. Оставлять у таких специалистов даже тяжело больную машину Мария не стала. Уже на улице обнаружила, что обе фары не горят. Пришлось ехать в другой сервис и снова платить за диагностику, а ещё за восстановление проводов, которые были вырваны «с корнем».
Горе-мастеров в Омске предостаточно. Даже если автосервис с виду вполне внушает доверие, это не значит, что ваш автомобиль не попадёт в руки дилетантов. И хорошо, если неисправность (которая была до или появилась уже после «ремонта») обнаружится сразу. В противном случае можно попасть в неприятную ситуацию, вариантов много – от вызова эвакуатора до аварии. Получается, что здоровье и жизнь зависит не только от водителя, дорожных условий и тех, кто встретится на дороге, а ещё и от мастеров автосервиса.
Образование по-европейски
– Существующая система подготовки кадров для автомобильной отрасли не совсем устраивает работодателей. Они сетуют на то, что мы выпускаем специалистов на практике не совсем готовых к выполнению прикладных задач, поэтому их приходится доучивать. Идея создания центров прикладных квалификаций, поддерживаемая президентом страны, позволяет решить эту проблему. Одна из задач центра – обучение прикладным квалификациям и практическим навыкам, востребованных рынком, – рассказывает Владимир Кирничный.
– Первая задача центра – подготовка специалистов, способных обслуживать современную автомобильную технику, вторая – повышение квалификации работников уже существующих транспортных предприятий. И третья – оценка профессиональной пригодности сотрудников, то есть насколько они способны выполнять те функции, которые на них возложены организацией. В том числе и те, которые влияют на безопасность движения, например, выпуск автомобилей на линию. Они отвечают за техническое состояние автомобиля и сами должны быть технически грамотными и подкованными, знать системы, устройства, правила эксплуатации современных автомобилей, – рассказывает Александр Жигадло, декан факультета «Автомобильный транспорт» и руководитель центра «Мотор Мастер».
Кто проверит эксперта ТО?
Специалисты считают, что безопасность автомобиля зависит и от тех, кто занимается его техническим осмотром. Ежегодную проверку по закону должен осуществлять эксперт по техническому контролю автотранспортных средств. Право заниматься этой деятельностью даёт удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, но в нём не присутствуют элементы технического аудита – проверки уровня знаний. Хотя периодически давать независимую оценку знаниям технических экспертов всё же стоит. В Европе, например, региональные правительства вводят в законодательную базу это требование в качестве обязательного. Таких экспертов тоже готовы обучать в СибАДИ.
Остаётся надеяться, что руководители омских предприятий сферы автомобильного обслуживания станут ориентироваться на европейских коллег. И в профессиональном росте рабочих кадров будет заинтересовано не только начальство, но и сами сотрудники.