Понятно, что найти Wi-Fi получается не всегда, а значит, обозначенная выше тенденция полностью находится в руках операторов связи. Жёсткая конкуренция между игроками и произошедший на наших глазах технологический рывок перенесли наш рынок в новую реальность. В ней мобильный Интернет стоит так дёшево, а его предложение столь стабильно, что потребитель вполне может начать мечтать о тех временах, когда ему не нужно будет платить за домашний проводной вариант подключения к глобальной Сети.
О прогнозах наступления этого светлого будущего корреспондент omsk.aif.ru и спросил экспертов и участников рынка.
Сетевая замена
Правда, в Tele-2 сразу подчеркнули, что пока говорить об отказе от услуг голосовой связи нельзя. Сейчас в сети оператора около 50% мобильных устройств поддерживают технологию 3G, и примерно 12% абонентов имеют устройства с поддержкой 4G. Несомненно, эти доли продолжат достаточно быстро расти, однако говорить о том, что в ближайшее время все абоненты станут пользоваться исключительно смартфонами не стоит.
В пресс-службе «Билайн» согласны с коллегами и отмечают, что число клиентов, использующих простые телефоны, ещё очень велико:
«Хорошим показателем трендов служит новогодняя ночь, когда общение сконцентрировано в коротком промежутке времени. Сравнивая результаты этого года с предыдущим, мы видим, что динамика использования услуг отправки SMS и голосовых вызовов разная от региона к региону. Безусловно, со временем клиенты всё больше будут пользоваться мессенджерами, и мы будем учитывать этот тренд при разработке своих предложений», - прогнозируют в компании.
По мнению экспертов J’son & Partners Consulting к 2018-2019 году суммарные доходы от мобильного Интернета обгонят голосовые.
«Уже сейчас на большинстве пакетных тарифов операторов сотовой связи имеются безлимитные звонки внутри сети. А стоимость тарифного плана генерируется, исходя из предложенного трафика мобильного Интернета и минут на сети других операторов. Доходы сотовых операторов от мобильного голоса на протяжении нескольких лет демонстрируют снижение. При этом выпадение доходов от этих услуг компенсируется ростом выручки от оказания услуг мобильной передачи данных, - говорит старший консультант J’son & Partners Consulting Алексей Тырков. - По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2016 году трафик мобильной передачи данных в Омской области вырос на 35% по сравнению с 2015 годом. Правда, российские операторы сотовой связи начали отказываться от тарифов с безлимитным Интернетом. Пользователи безлимитных тарифов значительно загружают сети операторов, при этом не приносят существенного дохода».
В частный сектор проводные провайдеры не слишком стремятся: тянуть кабель к каждому дому малоэффективно. Вышка сотовой связи разом может покрыть солидную аудиторию.
А вот о серьёзной конкуренции мобильной передачи данных с ШПД-игроками по мнению наблюдателей говорить не приходится. Финансовый аналитик ГК «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин объясняет, что в условиях стагнирующего из-за конкуренции и сложной экономической конъюнктуры, рынка операторы пытаются получить дополнительное конкурентное преимущество и сократить показатель чистого оттока за счет развития пакетов конвергентных услуг.
«Вряд ли можно говорить о том, что беспроводное соединение всерьёз конкурирует и побеждает традиционный проводной ШПД. Даже высокоскоростного 4G оказалось недостаточно для обеспечения связью всех желающих и операторы вынужденно отказались от безлимитных тарифов. Возможно, мобильная связь возьмет реванш при развитии 5G», - сдержан в оценках Нигматуллин.
Руководитель пресс-службы регионов Сибирь и Дальний Восток ПАО «ВымпелКом» Сергей Рогачев честно отмечает, что, несмотря на то, что скорости в мобильном Интернете по восприятию практически сравнялись со скоростями в проводном сегменте, между ними остается существенная технологическая разница:
«Выстраивать и поддерживать инфраструктуру мобильного Интернета сложнее и дороже, чем домашнего. Это влияет на стоимость гигабайта. С помощью мобильного Интернета пользователи уже решают большинство своих задач, но объемные файлы предпочитают загружать через Wi-Fi или проводной доступ. Проводной Интернет не зависит от конкретных условий эксплуатации, нагрузки на сеть в конкретном месте и погодных условий. У него другой профиль использования – пользуясь им, клиент может за месяц скачать около 90 Гб. Объём потребления в мобильном Интернете традиционно на порядок меньше».
Мобильная сеть 3G или 4G, как и любая другая беспроводная технология, больше подвержена нагрузкам по сравнению с проводными сетями.
Не планируют сейчас конкурировать с ШПД-интернетом и в Tele2:
«На ближайшее полугодие наше цель – концентрация на максимально широкой зоне покрытия сетей скоростного мобильного Интернета и экономической эффективности. Наши сети 3G и 4G могут удовлетворить потребности большинства пользователей мобильного Интернета. При этом мы не исключаем, что в населенных пунктах, где отсутствуют фиксированные сети широкополосного доступа, мы можем стать хорошей альтернативой с точки зрения соотношения стоимости и качества Интернет-услуг».
А вот руководитель направления «Смартфон» в компании Yota Артемий Пономарев наоборот уверен, что мобильный Интернет уже является серьезным конкурентом для традиционного проводного. Среди омичей большое количество клиентов Yota предпочитают модемы проводному Интернету.
Частный сектор сделал свой выбор
Действительно, бывают случаи, когда у абонентов нет иного выбора, как использовать услуги мобильного Интернета в качестве основного способа выйти в сеть. В частный сектор проводные провайдеры не слишком стремятся: тянуть кабель к каждому дому малоэффективно. Вышка сотовой связи разом может покрыть солидную аудиторию. По данным коллег, порядка 60% USB-модемов и Wi-Fi-роутеров в сети «МегаФон» используются стационарно, т.е. в качестве замены домашнего стационарного Интернета. Скорости загрузки данных, которые предоставляют мобильные сети 3G, вполне достаточны для большинства потребностей абонентов, а сети 4G уже можно смело считать полноценной заменой проводному доступу в плане скорости.
Другой вопрос, что без полноценных безлимитных тарифов на беспроводной доступ к Сети, традиционный ШПД всё равно будет иметь ощутимое преимущество перед предложением мобильных компаний. Как минимум в абсолютной предсказуемости расходов на связь.
«Тема безлимитных тарифных планов неразрывно связана с ёмкостью мобильных сетей связи. Мобильная сеть 3G или 4G, как и любая другая беспроводная технология, больше подвержена нагрузкам по сравнению с проводными сетями. Чем больше пользователей и чем больше они «качают» данных в сети, тем быстрее «проседает» скорость – и в итоге страдает качество для всех пользователей. Поэтому операторы стремятся соблюдать разумный баланс между качеством и скоростью работы сети и доступностью безлимитных тарифных планов, ограничивая количество так называемых «тяжелых» пользователей стоимостью услуг. При текущем уровне развития технологий это пока объективная необходимость», - рассказали в компании.
Дачный драйвер
По словам Артемия Пономорёва из Yota, в Омске, как и в других городах России, клиенты, пользующиеся пакетами услуг для смартфонов, активно перемещаются круглый год. Поэтому дачный сезон не вносит особых изменений. Потребления мобильного Интернета за пределами домашнего региона актуально среди наших пользователей всегда. А вот спрос на модемный продукт в летний период действительно возрастает.
В пресс-службе «МегаФона» также отмечают рост мобильного трафика с началом летнего сезона, причём чётко очерчеивают географию «трафиковых» аномалий:
«Примерно с середины мая в таких местах как п. Осташково, Чернолучье, Морозовка, Дружино, Новоомский, Гауф Хутор, Фадино, и многих других пригородных районах Омска 3G- и 4G-трафик вырастает примерно на 40%. Специалистами постоянно анализируется потребление мобильного трафика не только в городской черте, но и в местах дачного отдыха омичей. По его результатам принимается решение о расширении сети в конкретных районах или даже об установке дополнительных базовых станций», - сообщили в компании.
«Дачные» реалии потребления мобильного трафика отмечают и в «Билайне»:
«Абсолютная величина трафика органически растет из года в год, и причина этому - увеличение популярности мобильного Интернета и возможностей, которые он предоставляет. С уверенностью можно сказать, что с наступлением дачного сезона существенно меняется профиль трафика, его география. Клиенты, которые раньше использовали Интернет в городе, перемещаются за его пределы» - подчеркнул Сергей Рогачёв.