Примерное время чтения: 11 минут
798

Омский НПЗ. Первый в России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Омске 11/03/2015
Многие омичи мечтают работать на нефтезаводе.
Многие омичи мечтают работать на нефтезаводе. / Николай Кривич / АиФ

Мы, конечно, переадресовали Олегу Германовичу вопросы, которые задавали наши читатели – об экологии и налогах, о программе «Родные города» и о модернизации завода. Надо сказать, что на все, даже самые острые вопросы, мы получили предельно честные ответы.

Фото: АиФ-Омск/ Николай Кривич

О налогах и катализаторах

omsk.aif.ru: – Омичи постоянно сетуют, что завод платит налоги в столице. Так ли это?

Олег Беляевский: – Это не так. По данным омских налоговиков, ОНПЗ на протяжении последних лет входит в ТОП-10 крупнейших налогоплательщиков региона. По итогам минувшего года завод перечислил в региональный бюджет 4,4 млрд руб., что на 400 млн больше запланированного. Это произошло потому, что фактически нефти было переработано больше, чем запланировано, отсюда и дополнительные поступления в бюджет. 

На территории региона зарегистрирована консолидированная группа налогоплательщиков «Газпромнефти». Суммарно она заплатила в виде налогов 7 млрд рублей. Это существенное пополнение региональной казны. 

omsk.aif.ru: – Недавно первый заместитель председателя правительства Омской области Вячеслав Синюгин говорил о производстве катализаторов на заводе и что это очень важно для Омской области. Почему?

Олег Беляевский: – Для ответа надо углубиться в историю: на заводе катализаторное производство было запущено в 1965 году для двух наших собственных установок каталитического крекинга. Так получилось, что на сегодняшний день предприятие является единственным нефтезаводом  в России, в составе которого есть производство катализаторов, и я очень рад, что нам удалось его сохранить. Сегодня можно с гордостью говорить, что наше катализаторное производство отвечает всем самым высоким международным требованиям качества. Мы проводили независимую экспертизу наших катализаторов в греческой лаборатории CPERI (Салоники), которая показала, что омские катализаторы по ряду показателей превосходят зарубежные аналоги. 

Сейчас мы поставляем наши катализаторы Московскому нефтеперерабатывающему заводу «Газпром нефти» (ранее работал на американских катализаторах. – Ред.). Москвичи говорят, что наши катализаторы объективно дают хорошие результаты, и мы намерены развивать это производство: продукция будет востребована на рынке. Этот вопрос мы обсуждали с правительством Омской области: развитие нефтехимического кластера, новое производство, дополнительные рабочие места, - что, конечно, получило поддержку региональных властей.

omsk.aif.ru: – Новые рабочие места требуют высококлассных специалистов. В этом году вы открыли в техническом университете базовую кафедру. Довольны тем, каких ребят набрали? 

Олег Беляевский: – Создание базовой кафедры – это знаковое событие в жизни нашего завода и в жизни региона. Ничего подобного нет во всём Сибирском федеральном округе. И что самое важное, мы не просто набрали ребят, чтобы через какой-то период вырастить себе смену, хотя и этот момент, безусловно, присутствует. Мы плотно проработали с ОмГТУ программы обучения, ввели предметы, которые, на наш взгляд, крайне необходимы ребятам, приходящим после вуза на производство. Мы очень довольны их первыми результатами.

Также у нас существует соглашение с Французским институтом нефти, его специалисты уже проводят обучения наших сотрудников. Молодые специалисты, студенты базовой кафедры тоже смогут получить знания за рубежом, знакомиться с самыми передовыми практиками, что будет существенно отличать их от других специалистов. Мы надеемся на эту программу, которая позволит значительно повысить их компетенции.

Об обновлении и авиатопливе

omsk.aif.ru: – Модернизация завода идёт постоянно, и тот же г-н Синюгин сказал, что к 2025 году мы получим совершенно новый ОНПЗ. 

Олег Беляевский: – Он уже совершенно новый. Модернизация тем и хороша, что это процесс непрерывный: у нас производство технически сложное, требующее постоянного обновления. Так, основным результатом 2014 года я могу назвать реализацию двух крупнейших проектов. 

Первый – это пуск новой эстакады слива стабильных газовых конденсатов. Чтобы было понятно читателям, объясню подробно: существует программа правительства, согласно которой промысловые попутные газы, которые раньше сжигались, теперь должны перерабатываться. Соответственно, мы теперь получаем газовый конденсат с северных месторождений и квалифицированно его перерабатываем. Для этого необходимо, во-первых, безопасно все это принять, во-вторых, слить в наши резервуары, а затем переработать. Для этого и была построена эстакада. Производительность её 1,5 млн тонн  в год, это самое современное оборудование и системы управления, и, как любое новое производство на ОНПЗ, оно отвечает самым высоким требованиям в сфере промышленной и экологической безопасности. Вот это, наверное, самое большое достижение 2014 года.

Второй проект, который был начат в минувшем году и который мы планируем закончить в 2015-м, - реконструкция установки первичной переработки нефти АТ-9. Сегодня работы идут полным ходом, всё оборудование закуплено.

В четвертом квартале 2015 года очень интенсивная работа предстоит в плане модернизации установки каталитического крекинга. В плановом порядке мы продолжаем проекты по модернизации: это три огромных комплекса, которые будут построены на заводе. Первое – комплекс глубокой переработки нефти, в состав которого входит шесть установок. Уже запущена проектная документация, и в этом году должно начаться строительство. То же самое по крупному комплексу коксования, и ещё один большой объект – это установка первичной переработки нефти, которая также находится в состоянии выбора подрядчика для выполнения работ. По всем трем установкам уже заказано оборудование с большим сроком изготовления, так что процесс здесь не останавливается.

omsk.aif.ru: – А что за новое авиатопливо вы планируете выпускать и будет ли в нём потребность?

Олег Беляевский: – Это не новое, а хорошо забытое старое. В своё время авиабензин Б-91, который  выпускали в СССР, предназначался для малой авиации. Потом это производство свернули, и сегодня на 100% оно поставляется из-за рубежа. А что такое малая авиация? Это наша связь с ближайшими регионами, это медицина, МЧС, и т. д. В условиях, когда импортное топливо значительно дорожает, это направление для нас становится перспективным. Мы  уже разработали стандарты производства топлива и его рецептуры. Сейчас заканчивается монтаж схемы, и мы начинаем производство этого вида топлива. Для себя мы пока оценили этот рынок в 40 тыс. тонн. Надеемся, что будет и больше. И это будет опять-таки одно из преимуществ нашего завода.

omsk.aif.ru: – Я имела возможность убедиться своими глазами, что омский завод – это целый мини-город. И это один из показателей, по которому ОНПЗ, как говорится, впереди планеты всей. А ещё какие-то лидерские позиции есть у нашего завода?

Олег Беляевский: – Омский НПЗ является лидером отрасли по нескольким показателям, принятым в нефтепереработке. Во-первых, это глубина переработки, которая у нас составляет 93,02%. У мировых лидеров этот показатель составляет 96-96,5%,  в основном это американские компании, в  Европе - порядка 93-94%. 

Таким образом, мы, во-первых, имеем абсолютное лидерство в России, во-вторых, конкурентоспособны на европейском рынке и, в-третьих, нам есть куда расти до мировых лидеров. И на это направлено развитие нашего предприятия.

Ещё один важный показатель – выход светлых нефтепродуктов – сколько с тонны нефти получено различных видов топлива. Выход светлых на Омском НПЗ составляет 67,3% – и здесь мы тоже лидеры.

Ну и, наконец, в 2013 и 2014 году Омский НПЗ переработал максимальное количество нефти – 21,3 млн тонн. Это абсолютный рекорд в России, больше нас никто не перерабатывает. 

Фото: АиФ-Омск/ Николай Кривич

Об Омске и экологии

omsk.aif.ru: – В Омске реализовано несколько социальных проектов в рамках программы «Газпром нефти» «Родные города». Стоит ли ожидать чего-то ещё? Наверняка в рамках празднования 60-летнего юбилея завода предусмотрены какие-то подарки городу?   

Олег Беляевский: – Эта программа реализуется уже несколько лет, и мы имеем по ней хорошую обратную связь – и от власти, и от простых людей. Мы традиционно продолжаем работать по ряду направлений: в первую очередь это, конечно, дети, поскольку вложенные в них ресурсы окупаются сторицей. Это темы образования, здравоохранения, культуры.

В 2014 году мы выполняли ремонт спортивных сооружений в школах, занимались благотворительностью в рамках поставки специализированного оборудования, в микрорайонах строили детские и спортивные площадки. Это оказалось очень востребованным направлением. Мы построили в Советском парке спортивный городок, который пользуется спросом и зимой, и летом – это было попадание в десятку. Пользуется популярностью силовые тренажеры, которые нас просят поставить и в других районах города. Мы будем продолжать эту работу и в юбилейный год.

omsk.aif.ru: – Все мы живём в этом городе, и нам не всё равно, каким воздухом мы дышим. Что делается на заводе для улучшения экологической обстановки в Омске?

Олег Беляевский: – В рамках модернизации производства мы внедряем современные высокие технологии в соответствии с жесткими экологическими стандартами. Новое оборудование заменяет морально и физически устаревшие производственные объекты, к которым в свое время предъявлялись совершенно иные природоохранные требования. Кроме того, у нас действует постоянная экологическая программа, в рамках которой ежегодно выделяется более 200 млн руб. Сначала хотел бы привести, скажем так, опосредованные данные: у нас на заводе в последние годы появились животные, очень чуткие к состоянию окружающей среды, это совы, зайцы, ежи, куропатки. Видели также наши сотрудники горностая, ласку, ондатр. Думаю, уже эти факты свидетельствуют о том, что на территории завода с экологией всё в порядке.

Ещё один факт: Росгидромет в прошлом году обнародовал данные, согласно которым уровень загрязнения атмосферы у нас составляет 6 единиц против 17 в 1998 году. Притом, что главным загрязнителем является автомобильный транспорт, количество которого в Омске постоянно растёт, на нашем заводе выпускается топливо стандарта Евро-4 и Евро-5, что в большой степени способствует снижению вредных выбросов в атмосферу.  

Ну а что касается собственно наших программ на заводе. Из последних могу привести строительство очистных сооружений, к которому мы вскоре приступим. Мы провели тендер на проектирование, его выиграла израильская компания, и это будет самый современный объект. Приведу один пример: сейчас эти сооружения занимают 132 га, а те, что мы построим, будут занимать всего лишь 6 га в рамках территории завода. К концу 2017 года старые будут выведены из эксплуатации, а земли будут рекультивированы. Очистные сооружения будут герметичны, закрытого типа, то есть никаких испарений принципиально не будет. Порядка 80% возможных испарений будут улавливаться, это очень хорошие показатели.

Этот процесс постоянный, так как компания уделяет экологии много внимания.   

Кстати

4-5 сентября в Омске будет отмечаться 60-летие ОНПЗ. Это будет традиционный праздник улицы Малунцева, первого директора завода, при котором фактически появился городок нефтяников. Большая программа запланирована в Советском парке, где выступят артисты и будет дан праздничный салют. Также масштабные празднества пройдут в «Арене-Омск». На заводе обещают сделать эту дату памятной для всех горожан.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах