19 ноября 2025 года в Центральном районном суде города Омска прошли предварительные слушания по резонансному уголовному делу пилота, капитана воздушного судна (КВС) Сергея Белова — лётчика, который 12 сентября 2023 года посадил самолёт рейса Сочи — Омск в пшеничном поле под Новосибирском.
Судья Ольга Айринг провела заседание в закрытом режиме с участием омского транспортного прокурора Василия Блинникова и защитника Белова — адвоката Льва Галенникова. Представителей авиакомпании, в которой на момент ЧП работал пилот, в суде не было.
В суде побывал и корреспондент сайта omsk.aif.ru.
Посадку назвали чудом
12 сентября 2023 года небо над Сибирью стало свидетелем драматической истории, в которой на кону оказались 161 жизнь. Airbus A320, следовавший рейсом Сочи — Омск, внезапно оказался во власти нештатной ситуации: отказала гидравлическая система. На борту — взрослые и дети, среди которых 23 маленьких пассажира.

Командир воздушного судна Сергей Белов принял непростое решение: вместо посадки в Омске самолёт взял курс на Новосибирск. В его аргументации звучали веские доводы: там — более длинная взлётно‑посадочная полоса, там — служба технической поддержки, способная принять аварийный борт. Но судьба распорядилась иначе.
Топлива до сибирской столицы не хватило. Под крыльями — бескрайние поля Убинского района Новосибирской области. И — хладнокровное, выверенное до секунды решение: сажать самолёт в пшеницу.
Посадка, которую позже назовут чудом, прошла безупречно. Ни один пассажир, ни один член экипажа не получил серьёзных травм. В первые дни после происшествия пилотов чествовали как героев, спасших сотни жизней. Но время потихоньку начало раскрывать детали, скрывавшиеся за триумфом.
Расшифровка бортовых самописцев обнажила тревожные факты: экипаж, оказывается, не учёл, что самолёт всё это время летел с выпущенными шасси, на табло горели показания, но они остались без должного внимания, а ускоренный расход топлива незаметно уменьшал шансы на благополучный исход.

Осенью 2023 года Росавиация квалифицировала происшествие как инцидент и потребовала от авиакомпаний ужесточить контроль за расчётом остатка топлива при выборе запасного аэродрома. Однако история не закончилась. Расследование возобновилось — и на свет всплыли 15 ошибок, допущенных экипажем в те напряжённые часы.
«Согласно Руководству лётной эксплуатации, при обнаружении неисправности самолёт должен приземлиться на ближайшем аэродроме», — чётко обозначил свою позицию бортмеханик и преподаватель Омского лётно‑технического колледжа гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского Сергей Мельников. Его слова звучали как приговор профессиональной логике: «Рейс Сочи — Омск долетел до пункта назначения, обнаружилась неисправность — зачем куда‑то лететь дальше? За одной поломкой может последовать вторая... А нужно ещё долететь. За спиной 161 пассажир. К чему такие риски?»
Так, из истории о чудесном спасении постепенно проступал контур иного повествования — о человеческом факторе, о грани между отвагой и опрометчивостью, о цене решений, принимаемых в условиях крайнего напряжения.
Хотел, но не смог
Сергей Белов на заседание суда 19 ноября не явился. Причины семейные и не только. У пилота сложное финансовое положение, а дома в Сочи — тяжелобольная мать‑инвалид. Его ходатайство о проведении слушаний по видеоконференцсвязи судья Айринг отклонила. А ведь после завершения расследования уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее причинение крупного ущерба) поначалу передали в Барабинский районный суд Новосибирской области, то есть по месту фактической посадки. Однако сторона защиты в интересах КВС ходатайствовала об изменении подсудности — о переносе в Омск, так как большинство пассажиров рейса проживают именно в Омске. Так хотел сам пилот. Восьмой кассационный суд это ходатайство удовлетворил.

Ещё во время расследования было установлено, что во время выполнения авиарейса возникшая проблема с гидравликой не препятствовала посадке самолета в аэропорту назначения — в Омске.
КВС Белов в нарушение правил пилотирования, игнорируя критический рост расхода топлива, вызванного в том числе неисправностью шасси, вместо незамедлительной посадки в Омске принял решение продолжить полёт до Новосибирска. К таким выводам пришло следствие. Цель: скорейшее устранение неполадки после посадки. Несмотря на то, что приземление в поле прошло благополучно и никто не получил травм, был причинён материальный ущерб в размере более 118,9 млн рублей. Ещё семь гражданских исков по миллиону рублей каждый заявлено от летевших этим рейсом.
При этом многие пассажиры не считают себя потерпевшими. Например, омичка Мария Валенкова, которая специально взяла выходной, чтобы поддержать пилота в суде, но не смогла попасть на заседание. При этом пассажирка хранит билеты с того самого рейса и считает 12 сентября своим вторым днём рождения.
«Не виноват я»
Предварительные слушания длились более двух часов. Сергей Белов, по словам своего защитника, категорически отрицает свою вину. Адвокат утверждает, что пилот готов отстаивать свою позицию в вышестоящих судебных инстанциях — вплоть до Верховного суда — с целью добиться полного оправдания.
Галенников во время предварительного заседания подал ходатайство о возвращении дела в прокуратуру. По итогам совещания судья Ольга Айринг их удовлетворила — постановила вернуть уголовное дело прокурору для устранения недостатков.
Небо, поле, самолёт. Аэробус рейса «Сочи-Омск» стал местом паломничества
Кафе не будет. Глава сельсовета Пасевич о состоянии севшего на поле лайнера
«И на лифте не езжу». Как живут пассажиры самолёта, севшего в поле год назад
На второй круг. Ошибки расследования посадки в поле рейса Сочи-Омск
Ошибка экипажа. Росавиация расследовала посадку в поле рейса Сочи-Омск