В ноябре 2025 года в уголовном деле, связанном с экстренной посадкой самолёта «Уральских авиалиний» в поле под Новосибирском в сентябре 2023 года, появились новые подробности.
Корреспондент omsk.aif.ru связался со старшим помощником руководителя Восточного МСУТ СК России (по информационному взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации) Ольгой Завьяловой, а также выяснил дату первого судебного заседания, которое пройдёт в Омске, так как на этом настаивал экс-командир воздушного судна (КВС) — обвиняемый Сергей Белов.
«Взлётно-посадочной полосы хватило бы и в Омске!»
Уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее причинение крупного ущерба) было возбуждено в день экстренной посадки самолёта в поле, то есть 12 сентября 2025 года. Его расследование продлилось почти два года и было завершено 3 сентября 2025 года.

Установлено, что во время выполнения авиарейса возникшая проблема с гидравликой не препятствовала посадке самолета в аэропорту назначения.
КВС Белов в нарушение правил пилотирования, игнорируя критический рост расхода топлива, вызванного в том числе неисправностью шасси, вместо незамедлительной посадки в Омске принял решение продолжить полёт до Новосибирска. Цель: скорейшее устранение неполадки после посадки. Несмотря на то, что приземление в поле прошло благополучно и никто не получил травм, был причинён материальный ущерб в размере более 118,9 млн рублей.
В итоге в сентябре 2025 года дело было направлено в Барабинский районный суд Новосибирской области.
Однако уже в середине сентября Сергей Белов выступил с ходатайством о переносе слушаний из Барабинска в Омск, так как большинство потерпевших и свидетелей по уголовному делу проживают именно там. Решение по ходатайству экс-КВС принимал Восьмой кассационный суд общей юрисдикции. Он согласился с доводами пилота.
В итоге 28 октября 2025 года дело поступило в Центральный районный суд Омска. В этот же день был назначен судья по делу.
Корреспондент omsk.aif.ru выяснил, что 5 ноября 2025 года была объявлена дата предварительного слушания — 19 ноября.
5 ноября также обнародована информация, что экипажу под руководством Белова хватило бы длины ВПП аэропорта города Омска, и не было никакой необходимости следовать до Новосибирска.
Старший помощник руководителя Восточного МСУТ СК России (по информационному взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации) Ольга Завьялова эту информацию omsk.aif.ru подтвердила: «Техническая неисправность не препятствовала посадке в аэропорту назначения. Пилотам хватило бы длины ВПП в Омске для благополучной посадки». Этот вывод был сделан в рамках расследования.

Метаморфозы: героя в обвиняемые
Напомним, что 12 сентября 2023 года Airbus A320 выполнял рейс из Сочи в Омск. На борту находился 161 человек, в том числе 23 ребёнка. Во время перелёта произошёл отказ гидравлической системы.
На тот момент КВС Сергей Белов принял решение не садиться в Омске, а направиться в Новосибирск. Он аргументировал это тем, что там длиннее взлётно‑посадочная полоса (ВПП) и есть служба технической поддержки. Однако топлива до аэропорта столицы Сибири не хватило — пилотам пришлось сажать самолёт в поле в Убинском районе Новосибирской области.
Посадка прошла успешно: никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Поначалу действия пилотов воспринимались как героические, однако вскоре ситуация начала меняться.
После расшифровки бортовых самописцев выяснилось: экипаж не учёл, что самолёт летит с выпущенными шасси. Это привело к ускоренному расходу топлива — показания отображались на табло, но пилоты не отреагировали должным образом.
Росавиация той же осенью 2023 года назвала происшествие с Airbus A320 инцидентом и потребовала от авиакомпаний усилить контроль за расчётом остатка топлива перед принятием решения о перелёте на запасной аэродром. Спустя некоторое время ведомство возобновило расследование и выявило 15 ошибок в действиях экипажа.
Тогда же эксперт — бортмеханик и преподаватель Омского лётно‑технического колледжа гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского Сергей Мельников в интервью omsk.aif.ru указал на нарушение экипажем регламента: «Согласно Руководству лётной эксплуатации, при обнаружении неисправности самолёт должен приземлиться на ближайшем аэродроме.
По его мнению, решение лететь в Новосибирск было неоправданным риском: Рейс Сочи‑Омск долетел до пункта назначения, обнаружилась неисправность — зачем куда‑то лететь дальше? За одной поломкой может последовать вторая... А нужно ещё долететь. За спиной 161 пассажир. К чему такие риски?»
Разные взгляды пассажиров
Реакция пассажиров на то, что КВС Сергей Белов оказался на скамье подсудимых, оказалась неоднозначной. Одни безоговорочно считают экипаж героями.
«Пилоты для меня и моих детей в любом случае герои! Как бы там и чего не было! Пусть и с ошибками. И уверена, что со мной согласится большинство пассажиров нашего рейса!» — заявляла Алёна, летевшая с двумя детьми.
Её семья получила от авиакомпании компенсацию в размере 100 тыс. рублей на человека и в суд больше не обращалась, хотя инцидент оставил большой след в жизни семьи: младшая дочь несколько месяцев вскрикивала по ночам, старшая перестала пользоваться лифтом, а сама Алёна стала избегать авиаперелётов.
Другие пассажиры пошли в суд. На данный момент известно, что сумма предъявленных другими пассажирами исков составляет более 9 млн рублей.
Одна из пассажиров уже неоднократно была в суде по поводу возмещения полученного морального вреда. Омичка, летевшая с дочерью, предоставила медицинские справки об ухудшении здоровья после полёта. Суд второй инстанции обязал авиакомпанию выплатить каждой ещё по 52 000 руб. к ранее выплаченным — несмотря на попытки обжалования со стороны перевозчика. При этом женщина также назвала экипаж героями: «Мы живы, это главное!»

Оmsk.aif.ru будет следить за ситуацией в суде.
О поле и самолёте
Глава Ермолаевского поселения Убинского района Новосибирской области Александр Пасевич в беседе с корреспондентом omsk.aif.ru, рассказал, что в поле, которое после ЧП с самолётом первое время стало местом паломничества туристов, теперь ничего не напоминает об авиапроисшествии: «Ни следа не осталось. Разобрали самолёт и вывезли без остатков. Поле было засеяно. Урожай собрали достойный. О том, что здесь произошло в 2023 году, ныне ничего не напоминает».

В Омске увековечили память участника СВО Сергея Мельникова
В Омске срочно требуется расселить аварийную пятиэтажку
Эколог Костарев назвал главных виновников грязного воздуха Омска
В Омске после масштабного ремонта торжественно открыли школу №14
В Омске заметили большое скопление людей в оранжевых жилетах