«Страх, постоянный страх за жизнь родных теперь присутствует в нашей жизни», – говорит сестра погибшей на теплоходе женщины.
17 августа 2013 года на Иртыше, неподалёку от посёлка Новая Станица, с грузовой баржей столкнулся экскурсионный прогулочный теплоход «Полесье-8», направлявшийся в Ачаирский монастырь.
Прощение даётся не просто так
В момент аварии на борту находилось 56 пассажиров и четыре члена экипажа. Судно получило пробоину и полностью ушло под воду. С тонущего теплохода людей спасали экипажи других судов, проходивших мимо места аварии, жители посёлка, рядом с которым произошла трагедия. Всего в страшной трагедии погибло 6 человек, 46 человек пострадали, в том числе 2 ребёнка.
Главным виновником трагедии был признан капитан теплохода «Полесье-8» Юрий Ратько, находившийся в момент трагедии в нетрезвом состоянии. Расследование всех обстоятельств аварии длилось почти год, лишь в прошлом месяце над капитаном управлявшим судном в нетрезвом состоянии прошёл суд. Надо сказать, что он полностью признал свою вину, покаялся перед родственниками погибших и попросил у них прощения.
Большинство омичей желали Ратько как можно более сурового наказания, на суде родственники пострадавших просили семь лет колонии для капитана судна. Однако Ленинский районный суд приговорил Юрия Ратько к 4,5 годам колонии общего режима. После оглашения приговора капитана теплохода взяли под стражу в зале суда.
– В соседнем доме живёт женщина, у неё дочь погибла в той катастрофе, на неё жалко смотреть, она только на кладбище и ездит, – говорит омичка Ирина Серова. – Я слышала, что капитан теплохода просил в суде прощения у родственников, но прощение не даётся просто так.
Кроме пьяного капитана виновным в крушении теплохода «Полесье-8» был признан начальник пассажирских перевозок ОАО «Омский речной порт». Против него возбуждено уголовное дело, на днях оно было передано в суд.
Следствие считает, что 17 августа 2013 года Андрей Шмитбергер при проверке готовности судна к выходу позволил управлять пассажирским теплоходом пьяному капитану-механику Юрию Ратько. А сделано это было для того, чтобы не отменять рейс.
Шмитбергера обвиняют в преступлении, предусмотренном статьёй 238 Уголовного кодекса России (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, смерть двух и более лиц)э
Столкновение «Полесья-8» и баржи на Иртыше | Фотогалерея
Лицензию вернули
Кстати, сразу после трагедии все ведомства, начиная от транспортной прокуратуры и заканчивая государственной инспекцией труда, бросились чуть ли не наперегонки проверять водный транспорт, курсирующий по Иртышу. Было выявленно много нарушени. Одно из них, которое возможно и сыграло роковую роль, – в штате речпорта специалист ответственный за безопасность на водном транспорте значился лишь номинально.
В ноябре 2013 года у Омского речного порта была отозвана лицензия на перевозку пассажиров. На этом настаивала Омская транспортная прокуратура. Основанием для иска стало нарушение предприятием лицензионных требований. Однако, апелляционная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в декабре постановила вернуть лицензию ОАО «Омский речной порт», несмотря на протесты транспортной прокуратуры. Тем временем предприятие продолжило работу, пообещав устранить выявленные нарушения.
– Все предписания надзорных органов мы выполнили, нарушения устранили, больше ничего комментировать не будем, – заявил Олег Бурносов, заместитель генерального директора по общим вопросам ОАО «Омский речной порт».
Памятник: быть или не быть?
Некоторое время назад в Омске шли разговоры о необходимости установки памятника жертвам той страшной трагедии. Предложение установить памятный знак в районе посёлка Новая Станица, где произошло крушение теплохода, было рассмотрено на заседании топонимической комиссии города Омска, однако окончательное решение принято не было. Все моменты, связанные с установкой памятника, должны быть в первую очередь согласованы с родственниками погибших – к такому выводу пришли члены комиссии.
– Я считаю, что установить памятник нужно, чтобы это было напоминанием всем судам, которые проходят мимо и перевозят людей, – поделилась своими мыслями Ирина Макарова, сестра погибшей натеплоходе Надежды Григоревской. – Моя племянница, дочь погибшей сестры, получила выплаты: сразу же после трагедии ей выплатили 500 тысяч рублей, чуть позже ещё 2 млн рублей. Но кто терял близких и родных знает, что никакие компенсации и выплаты не заменят любимого человека, не заглушат боль от утраты.
Год после трагедии был очень тяжёлый, но жизнь продолжается. Хотя воспоминания не дают покоя. Мы с мужем не можем пока себя пересилить и съездить на место трагедии. Раньше летом всегда возили внуков и детей в Ачаирский монастырь. Я и в этом году предложила мужу съездить на своём автомобиле, но он отказался. Какой-то страх постоянный за жизнь своих родных теперь постоянно присутствует в нашей жизни.