222

«В гостях у Арлекина». В Омске куклы сыграли «драматический триллер»

Сюжет Фестиваль театров кукол «В гостях у Арлекина»
Томский театр «Скоморох» поставил пьесу по мотивам гоголевского «Вия».
Томский театр «Скоморох» поставил пьесу по мотивам гоголевского «Вия». Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

Режиссер спектакля заслуженный деятель искусств РФ Владимир Бирюков уже стал лауреатом только что открывшегося в Омске фестиваля «В гостях у Арлекина» – заранее ему присужден специальный приз фестиваля «За вклад в развитие искусства театра кукол». На в конкурсной афише омского фестиваля представлены сразу три спектакля неоднократного лауреата «Золотой маски» Владимира Бирюкова – это «Ночь перед рождеством» Омского театра «Арлекин», «Винни Пух» Костромского театра кукол и «Панночка» театра «Скоморох» из Томска.

Как признался сам режиссер, Омский и Томский спектакли не специально были поставлены по мотивам произведений Гоголя: «Это просто совпадение. На фестивале в Омске два года назад меня пригласили на постановку и в Омск, и в Томск. Томск предложил сразу «Панночку», а Омск предложил перечень своих названий, там уже и была выбрана «Ночь перед Рождеством». Не смотря на то, что это один писатель – материал разный: литературно, драматургически, проблематика разная. Гоголь сам очень разный».

Философские беседы казаков на кладбище. Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

На самом деле драматический триллер «Панночка» и фантазия «Ночь перед рождеством» спектакли полярные по настроению и смыслу. Пьеса «Панночка» Нины Садур сразу ставит вопрос: «Существуют ли чудеса?». В интерпретации Бирюкова этим вопросом задаются трое казаков, которые роют могилы на кладбище. Их философские беседы проходят за работой и распитием крепкой горилки. У этих героев руки явно не дружат с головой – куклы не отвлекаются на движения рук: голова говорит, а руки заняты своим.

Хома Брут свалится на это общество гробокопателей как чудо – прямо прилетит с небес. Оно в погоне за поэтическом мечтой, маленьким светлым мотыльком, столкнется с этим прозаическим миром, который против своей воли попытается изменить.

«Панночка» хоть и пересказывает нам сюжет гоголевского «Вия», но с нечистью в виде самого Вия и его свиты в спектакле Бирюкова сталкиваться не приходится. Пугает сама Панночка, прекрасным, нежным голосом, призывающая дьявола, материализующаяся будто из воздуха, принимающая личину то старухи, то красавицы.

Кукловоды филигранно управляют своими героями, так что зритель и не замечает – живая рука мелькнула или кукольная, человек прошел по сцене или кукла: на самом деле такое мастерство достигается за счет того, что одной куклой управляют одновременно до трех кукольников.

Мистика гоголевской истории стала реальностью для томской труппы. Как признался режиссер, во время репетиций, коллектив «потерял» трех актеров: сначала заклинило спину у одного, за три дня до премьеры вторая актриса сломала ногу, а за день до премьеры еще один кукольник повредил колено… Но Омску повезло, здесь мистика творилась исключительно на сцене.

Панночка запомнилась омскому зрителю. Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

Финал спектакля полон обреченности: на защиту Хомы Брута не встали ни ангелы, ни добрые христиане. Абсолютно одинокий человек оказывается наедине с многоликим адом. Непростой спектакль томской труппы рушит иллюзии и возвращает зрителей в реальный мир.

Справка

Томский областной театр кукол был создан в 1946 гг. До начала 80-х годов театр был ориентирован лишь на детскую аудиторию. С 1987 г. театр стал называться театром куклы и актера «Скоморох». В репертуаре появились спектакли не только для детей, но и для взрослых. С 2001 г., после смерти Романа Виндермана, театр «Скоморох» носит его имя. «Скоморох» ведет активную гастрольную и фестивальную жизнь: театр побывал в Венгрии, Германии, Польше, Словении, Франции, Швейцарии, Словении, США и Японии; были осуществлены совместные постановки с зарубежными театрами.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах