1 апреля стартовал седьмой по счёту Всероссийский фестиваль моноспектаклей ЧАТ. Мы уже писали про открытие и фестиваля и о том, как прошёл второй день. Как прошёл третий день фестиваля — в материале omsk.aif.ru.
Груз души
Театр THEATRUM из Верхней Пышмы привёз в Омске глубокую философскую постановку «Маршрут построен» (16+), режиссёром которой выступила Людмила Исмайлова. Омичи её знают как главного режиссёра «Пятого театра». Постановка рассказывает о трудной жизни искусственного интеллекта. Используя его каждый день, люди совсем не задумываются о том, что чувствует сам голосовой помощник.

В загадочном пространстве сцены разворачивается удивительная история встречи двух миров — холодного разума машины и трепетной души человека. Словно внимательный страж, искусственный интеллект бережно сопровождает своего создателя в повседневной жизни: помогает формулировать мысли в сообщениях, заботливо напоминает о необходимости выгулять собаку, прокладывает самые короткие маршруты.
Но что происходит, когда безупречные алгоритмы сталкиваются с непредсказуемостью человеческого сердца? Цифровой хранитель, привыкший к чёткой логике и последовательности, с изумлением наблюдает, как его хозяин снова и снова отклоняется от заданного курса. Человек отклоняется от намеченного пути, ведомый не рациональным расчётом, а порывами своего непокорного естества.
Произошла жизнь
В этой встрече двух разумов — органического и синтетического — рождается пронзительная история о том, как холодный интеллект постепенно начинает постигать тайны самой загадочной материи во Вселенной — человеческой души.
Однако, несмотря на высокий интеллект, цифровой помощник не может понять логику поступков своего человека, ведь ему достался один из самых нелогичных представителей, который настолько запутался в своей жизни, что не может найти правильный путь.
Помощник, чья задача прокладывать самые короткие и верные маршруты, искренне не понимает, как помочь своему хозяину. С точки зрения интеллекта человек ведёт себя неправильно, но каждый в зале понимал внутренний диалог героя спектакля, ведь всё, что с ним происходило, — это жизнь.

Реальная история
Вторым произведением третьего дня ЧАТа стала драма по пьесе Юлии Тупикиной и Ольги Богословской Сарапульского драматического театра «Лошадка» (16+). Один из авторов пьесы Ольга Богословская воплотила на сцене историю, знакомую каждой женщине — долг, любовь, детство и материнство. Режиссёром и художником выступил Александр Баркар.
«Это реальная история из жизни, которую рассказывали на встрече драматургов. Это история зацепила режиссёров пьесы, и они её поставили. Потом я приехал работать в Сарапульский драматический театр, где неожиданно узнал, что актриса, которая написала эту пьесу, работает в этом театре. Я не удержался и поставил его в моноспектакле и представил на этом фестивале.
Наш театр участвует в фестивале для того, чтобы на других посмотреть и себя показать. Мы просто хотим сыграть, сделать это хорошо, порадоваться самим, порадовать зрителей и услышать мнение людей о том, что мы придумали», — рассказывает Александр Баркар.

Женские судьбы
В центре повествования — Марианна, скромный работник костюмерного цеха, чья жизнь становится своеобразным проводником в трагическую историю целого женского рода. Во время обычной экскурсии по театру её рассказы о работе постепенно перетекают в исповедь о судьбе своих предков: бабушки, мамы, себя и дочери.
Словно заколдованный круг, одна и та же трагедия повторяется в каждой генерации — женщины теряют любовь, а когда судьба предоставляет шанс изменить печальный сценарий, они предпочитают подчиниться условностям общества и своему долгу. Из-за недостатка любви страдают и сами женщины рода, и их дети и даже мужья. Круговая порука нелюбви мешает найти своё счастье всему поколению.

Спектакль не скрывает своих смыслов за завесой иносказаний — он говорит с зрителем прямым текстом, без прикрас. В нём обнажены все раны: измены, утраты, непреодолимые обстоятельства, зависимости и жестокое обращение с детьми. Эта прозаическая горечь особенно давит на душу своей неприкрытой правдой и отсутствием какого-либо вымысла.
«Лошадка» становится зеркалом, в котором отражается разрушительная сила нелюбви. Она поражает личность, истощает её, заставляет изворачиваться и бежать от себя. Дети, выросшие в атмосфере нелюбви, неизбежно становятся её носителями — невозможно зажечь свет в других, если сам пребываешь во тьме.
Но пьеса оставляет и луч надежды: родовое проклятие можно разрушить, если найти в себе силы перестать быть покорной «лошадкой» и вспомнить о своей истинной природе «зайчика» — свободного и лёгкого существа.