1 апреля в Омске стартовал VII Всероссийский фестиваль моноспектаклей ЧАТ. Этого события ежегодно ждут, как зрители, так и артисты. И об этом лучше слов говорят цифры. В 2025 году на участие в ЧАТ поступило 70 заявок из 42 городов России. Отборочная комиссия выбирала лучшие из лучших постановок. В итоге в афишу вошло 10 моноспектаклей.
Организаторы фестиваля отмечают значительный рост интереса режиссёров и артистов к жанру стендап, а также к постановкам по мотивам биографий известных в творческом мире людей. Так, две ЧАТовские работы посвящены знаменитым личностям - артисту Михаилу Ульянову и писательнице Ирмгард Койн.
Сюрприз для зрителей
В этом году зрителей ЧАТа ждёт сюрприз, им предложили выйти из зала на сцену, чтобы попробовать себя в роли актёров в спектакле по повести Инны Манаховой «Двенадцать зрителей» (12+).
«Откликнулись самые смелые омичи от 14 до 40 лет, в основном это девушки с невероятным энтузиазмом. Они выйдут с 5-7-минутными выступлениями. Зрители услышат монологи двенадцати людей, предающие историю 15-летней школьницы, - приподнял завесу театральной тайны художественный руководитель Омского драматического лицейского театра Сергей Тимофеев.

Открытие фестиваля состоялось на сцене театра куклы, актёра, маски «Арлекин», а началось оно исполнением гимна Лицейского театра. Ведущие театрального праздника представили членов жюри. Традиционно этот ряд занимают театральные критики и театроведы Павел Руднев (Москва), Елена Попова (Уфа) и Сергей Денисенко (Омск).
«Мы рады, что наш город в который раз становится точкой притяжения для творческих людей, актёрской энергии, которая заряжает нас. ЧАТ - большое событие в жизни культуры. Этот жанр полюбился омичам, моноспектакли собирают полные залы, о большом интересе к фестивалю в театральной среде говорит география его участников», - подчеркнула заместитель мэра Омска Инна Елецкая.
Стоит отметить, что департамент культуры администрации Омска в партнёрстве с малым камерным лицейским театром являются организаторами всероссийского фестиваля. Коллектив театра свой главной миссией называет доверительный разговор со зрителем о нём самом, считая, что каждый человек, побывавший на их спектаклях должен унести с собой надежды и силы для лучшей жизни, а ЧАТ год от года подтверждает это стремление.
Живое эхо
В этом году фестиваль стартовал с моноспектакля «Голоса» (12+) Санкт-Петербургского театра им. графини Паниной. Двумя сотнями голосов героинь постановки блестяще говорила на сцене всего одна актриса – Евгения Любимова, талантливая, харизматичная артистка с прекрасными вокальными данными, в 2010 году с отличием окончившая РАТИ-ГИТИС. В её репертуаре десятки ролей как в театре, так и в кино.
На омской сцене актриса сыграла в спектакле, постановленном режиссёром Евгенией Лыковой по книге белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Репертуар выбран не случайно. В год, когда наша страна отмечает один из важнейших праздников в своей истории – 80-летний юбилей Великой Победы, это произведение открывается в новых красках, заставляет задуматься о прошлом, настоящем и будущем. А толкают на эти размышления голоса тех, кто об ужасах войны знает не понаслышке. У каждого персонажа Евгении своя судьба, но всех их объединяет отрезок жизненного пути, по которому они вынужденно прошли все – фронтовой.

Женские лица войны
Вот на сцене 17-летняя девчонка, которая не понимает, что такое война, она не знает кто такие фашисты и на что они способны. В её душе только юношеская романтика, любопытство и патриотизм, который зовёт отправиться на передовую. Из-за возраста девушку не хотят брать на службу, но хитростью и желанием во что бы то ни стало стать солдатом она попадает на фронт…
Через несколько минут Евгения уже в роли Шуры, которая любила жизнь, весело смеялась и играла на гитаре. Жизнь её только начиналась, ей бы встретить свою любовь, родить детей, но война отвела ей роль снайпера. Девушка отлично освоила военное дело, могла одна уложить насмерть целую группу противника. Но её сгубил любимый красный шарф, на белом снегу он был заметен, словно маяк для врага. Шурочку убили немцы…

А перед зрителями уже отряд партизан, скрывающихся несколько суток от фашистов в болоте. Часами люди вынуждены стоять по горло в воде, но это единственный островок безопасности, дарящий надежду на спасение, вокруг противник. В партизанской группе молодая радистка с грудничком на руках. Младенец истошно кричит от голода, а молока у матери нет, она сама уже несколько дней без еды. Если крик услышат немцы, то всем придёт конец.
Командир принимает решение, которое никто не решается озвучить молодой маме, но она и сама понимает какая участь ждёт их с малышом. Молча она опускает крошечное тельце в болотную тину и держит его там несколько минут. Голос ребёнка обрывается, как и душевный покой матери, которая вынуждена была ценой жизни крохи спасти окружающих…

Ничто не забыто
Эхом войны голоса женщин продолжают раздаваться и в послевоенное время. Ещё одна героиня моноспектакля пакует чемодан, собираясь в отпуск, а в памяти момент, как она собирает котомку мужу, только что вернувшемуся с фронта. Они провели вместе всего один день, а на следующий - в дверь постучали.
За вчерашним солдатом, случайно попавшем в плен, пережившим его и чудом вышедшим из вражеского заключения живым, пришли сотрудники НКВД. Мужа объявили врагом народа и арестовали на семь лет. Четыре года войны и семь тюремных лет жена и сын, объявленные членами семьи врага народа, ждали мужа и отца домой…

Ещё одна героиня – походно-полевая жена. На таких женщин многие бросали осуждённые взгляды, но никто, кроме них самих не знал, что им приходилось пройти и прочувствовать. Эта женщина в роли фронтовой супруги была дважды. Первого «мужа»-командира не любила, но жить с ним одним было лучше, нежели находиться в одной землянке с десятками мужиков-солдат, многие из которых, то и дело пытались воспользоваться моментом и овладеть женским телом, удовлетворяя инстинктивные желания.
После смерти командира, стала женой другому. И влюбилась. Знала, что у него жена и двое детей, осознавала, что рано или поздно, он вернётся к законной семье. Но радовалась тому, что было здесь и сейчас. Спустя годы женщина признаётся в страшном, что ради своего личного счастья она не хотела, чтобы война заканчивалась…

А эта старушка еврейской национальности вспоминает себя девчонкой, которую война оставила сиротой. Она была избалованной любимой дочкой в интеллигентной семье. Мама – артистка филармонии, папа – скрипач. Приход в их город немцев изменил жизнь семьи. Начались преследования и уничтожения евреев. Сначала убили мать, за то, что, несмотря на запрет, она зашла в магазин и на слова оскорбления в свой адрес рассмеялась. Это было зимой, тело женщины принесли домой без верхней одежды, кто-то воспользовался моментом и стянул с женщины пальто и ботинки.
Отец с дочерью, которая от всех потрясений слегла с большой температурой, остались вдвоём, жили на чердаке какого-то заброшенного дома, вынужденные прятаться. Чтобы спасти девочку и купить молоко и мёд в качестве лекарства, мужчина вышел в город, решившись продать скрипку, но так и не вернулся. Прождав отца три дни, девочка отправилась на его поиски. К счастью, на её пути встретились партизаны, а не немцы…
Истории женщин, прошедших войну, сменялись калейдоскопом одна за другой. Также, словно маски ни лице актрисы менялась мимика, взгляд. Зрители в зале то и дело смахивали со щёк слёзы, после спектакля аплодировали стоя и ещё долго не хотели отпускать актрису со сцены, которая своим одиночным выступлением смогла убедить всех вокруг, что «умереть – проще всего. А вот жить…».
«Создавали этот спектакль с большой любовью, трепетом и уважением к тем людям, которые прошли все ужасы войны и несмотря ни на что смогли сохранить свои сердца, души и остаться самими собой, продолжать жить и радоваться жизни», - рассказала актриса Евгения Любимова.

Акрисе зал аплодировал стоя. Моноспектакль прошёл на "Ура!" Фото: Омский Драматический лицейский театр/ Анна Аликова