Примерное время чтения: 7 минут
436

Русский Шекспир. Где в современной культуре искать психологизм Достоевского

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ в Омске № 36 08/09/2021 Сюжет Празднование 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского
Галина рассказывает своим ученикам об архетипах, знаках, символах.
Галина рассказывает своим ученикам об архетипах, знаках, символах. / Галина Черба / Из личного архива

Образовательная площадка BonTonClub появилась в Омске несколько лет назад в качестве альтернативы традиционному образованию и самообразованию.

Здесь читают лекции по истории искусств, о значении изобразительных шедевров, преподают этикет и другие гуманитарные предметы. Один из первых и основных педагогов школы для взрослых - Галина Черба.

Культурный код

Бывший стоматолог, получив образование психолога, а позже став исследователем истории искусств, Галина рассказывает своим ученикам об архетипах, знаках, символах, трактует значение полотен с мировыми именами. Нам она рассказала, какие лейтмотивы жизни и творчества писателя отобразились в современных фильмах и даже видеоиграх. Преподаватель считает, что влияние Достоевского на культуру бесспорно. Если ты учился в школе, то впитал прототипы героев его произведений вместе с национальным культурным кодом. А вот как ты это переосмыслишь и понесёшь в массы, станет понятно со временем. Например, проявится в творчестве современных художников и графиков видеоигр.

Наталья Виркунен. «АиФ в Омске»: Галина, расскажите о своей образовательной деятельности в BonTonClub.

Галина Черба: Наш клуб появился пять лет назад. Тогда было очевидно, что для взрослых людей в городе ощущается дефицит интеллектуального досуга. Многие наши курсы, в отличие от классического образования, устроены таким образом, что люди могут прийти учиться в любой момент. Могут прослушать историю изобразительного искусства в течение года, классический курс - два с половиной года, ускоренный - из десяти лекций. Есть отдельные интересные лекции, например, посвящённые истории создания, ношения, трансформации нижнего белья и многих других предметов быта.

На своём курсе я стараюсь максимально полно воспроизвести эпоху и дать своим слушателям какие-то точки опоры, знаки, символы, которые они могут видеть и отслеживать и в современности. Мы не обращаемся только к официальному искусству, мы стараемся раскрыть ту или иную эпоху.

Галина считает, что даже голливудские фильмы снимают по Достоевскому.
Галина считает, что даже голливудские фильмы снимают по Достоевскому. Фото: Из личного архива/ Галина Черба

Однозначно сложная фигура

- Приходилось ли вам сталкиваться с фигурой Достоевского в искусстве?

- С фигурой Достоевского я, как правило, сталкивалась уже в современном искусстве, когда люди пытались переосмыслить, что же с ним произошло в Омске, переосмыслить прошлое, как-то его интегрировать в современность. Омск - вообще не тот город, где много героев. Достоевский - из числа тех людей, которые формируют наше представление о городе. Из того времени, когда Достоевский жил, творил и был популярен, до нас ничего толком не дошло, кроме его художественных произведений.

С точки зрения бытования Достоевского в Омске… оно же чудовищное, в Омске он сидел… Что с этим делать? Как это брендировать? Он даже сформировал свою знаменитую походку, нося кандалы. Получается, история пребывания здесь ужасна. Поэтому как искусствовед я испытываю катастрофический дефицит каких-то историй, которые были бы связаны с Достоевским и его образом в искусстве. В условиях дефицита ярких фигур в Омске из XIX века у нас остаются Валиханов и Достоевский. Сама ситуация политического заключённого - тоже триггерная, Достоевский весьма сложная фигура. Но это повышает узнаваемость города.

- А в культуре?

- Сегодня образ писателя-страдальца вплетается в ткань города. Если вы находитесь в русской культуре, вы в неё интегрированы, вы не можете миновать Достоевского. Он ведь широко представлен в классическом российском образовании, это не может не оставить следа. Он же едва ли не главный писатель второй половины XIX века и стал первопроходцем сложного психологического романа, его зачинателем. В европейской культуре важно быть первооткрывателем чего бы то ни было.

Нравственный надрыв

- Для себя лично что вы взяли из Достоевского?

- Наверное, то, что Достоевский был романтиком, человеком больших страстей, внутренней драмы. Он - идеальный романтический герой, попавший в недружественную среду, в которой чудом выжил. Важной особенностью его творчества является глубокий психологизм. В европейской литературе в это время авторы больше уходят в натурализм, например, когда люди много кашляют в платки, а у него страдают, мечутся, ищут выход душевных страданий. И такого огромного нравственного надрыва, который демонстрирует Достоевский, больше нигде нет. По сути, он почти Шекспир, только русский, он рассказал нам все самые страшные истории, которые могут случиться с людьми.

- Мотивы его творчества в массовой культуре вы тоже видите?

- Однозначно. В современном кино и даже культовых видеоиграх. Триллер «Джокер» имеет множество параллелей с мрачным классиком. Это атмосфера и декорации, психологическое погружение в трагедию маленького человека. Джокер - это некий сплав Родиона Раскольникова, который убивает людей с целью сделать общество лучше. Родион ведь тоже убил старуху-процентщицу, чтобы восстановить социальную справедливость. И он тоже задаётся вопросом: тварь я дрожащая или право имею?

Откуда массовая культура

- Про видеоигры расскажете?

- Знаменитый хоррор SilentHill - 2. В своём интервью композитор игры Акира Ямаока прямо говорит о том, что на него серьёзно повлияла книга Достоевского «Преступление и наказание». Это тоже психологическая и очень личная история одного человека. Даже туманные и запустелые улочки игры напоминают холодный и фантастичный Петербург Фёдора Михайловича.

Аналогичную нить психологизма и надрыва из Достоевского взяли представители скандинавского нуара. Например, сериал «Мост». Здесь - мотивы «Идиота». Главную героиню Сагу Норен называют сумасшедшей за то, что она положительный персонаж, которому чужды вездесущие корысть и жажда наживы. Видите параллель с князем Мышкиным? Ю. Нёсбе тоже в одном из своих интервью признал, что любит книги Достоевского.

Если копнуть глубже, приходим к тому, что даже на психологию и некоторые теоретические аспекты поведения Достоевский оказал не меньшее влияние. Например, Фрейд признавал открыто, что «Братья Карамазовы» - величайший роман всех времён. В 1928 году была издана его статья «Достоевский и отцеубийство». Отец психологии, основываясь на подробных художественных образах Фёдора Михайловича, приходит к выводу, что персонаж не может быть воплощением или добра, или зла, как это было принято в литературе. В одном человеке бурлит целый океан одновременно разрушительных и созидательных сил. По Фрейду, максимальных высот на пути выписывания многосложных характеров достигли именно Достоевский и Шекспир.

Именно из этой полярной двойственности человеческой натуры проистекли фрейдистское Я и Оно с последующим развитием всей психоаналитической концепции. Фрейдизм сумел широко распахнуть ящик Пандоры, из которого тут же выпорхнули страхи, комплексы, глубинные желания, переместившиеся в культуру и искусство.

- Достоевский как писатель тоже популярен во всём мире?

- Наиболее популярным русскоязычным писателем за границей, по данным книжного сервиса Storytel, является Достоевский. Крайне маловероятно, что культура способна отгородиться глухой стеной от литературы, что нам и демонстрируют психологические триллеры и блокбастеры Голливуда.

ДОСЬЕ
Галина ЧЕРБА. Родилась в Тобольске, затем переехала в Омск. В 1992 году окончила омскую среднюю школу № 37. В 1998 году получила диплом стоматолога. В 2000 году окончила факультет психологии ОмГУ. На данный момент преподаватель частного BonTonClub по истории изобразительного искусства и культуры повседневности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах