О судьбе, жизни и смерти писателя корреспонденту «АиФ в Омске» рассказала научный сотрудник Государственного областного художественного музея «Либеров-центр» Юлия Зародова.
Юлия Прокопьевна в лектории «Либеров-центра» читает лекции о жизни и творчестве Фёдора Достоевского.
Смерть - начало жизни?
«Первая лекция была посвящена теме жизни и смерти Достоевского. В связи с его смертью мне вспоминаются строки из стихотворения Леонида Мартынова: «Со смерти всё и начинается», - говорит Юлия Зародова. - Существует три версии о том, что стало причиной гибели писателя. Сам Фёдор Михайлович примерно за 50 дней до своего ухода написал: «Всё только начинается».
По самой распространённой версии причиной смерти стало горловое кровотечение. Писатель был давно болен - у него была эмфизема лёгких, в то время плохо излечимое заболевание. Достоевский ежегодно старался выезжать «на воды», чтобы подлечиться. Но для такого серьёзного кровотечения должна быть причина. По воспоминаниям супруги писателя Анны Григорьевны Достоевской, Фёдор Михайлович работал по ночам - и однажды обронил вставку с пером, которым писал. Она закатилась под этажерку с книгами, писатель стал двигать её, и от натуги порвалась лёгочная артерия.
Вторая версия гласит: в тот день, когда случился первый приступ кровотечения, сотрудники охранного отделения арестовали соседа Достоевских по квартире, народовольца Александра Баранникова, готовившего покушение на императора России. Достоевский вернулся с каторги убеждённым монархистом, но считал слишком жестоким отношение государства к бунтарям. Писатель не одобрял действий государства, но был против и радикальных мер, предлагаемых оппозицией. Он мечтал о власти с человеческим лицом: «Позовите серые зипуны и спросите их самих об их нуждах…», - писал Достоевский.
Фёдор Михайлович не мог не слышать, что в соседней квартире шёл обыск, что там была организована засада, ведь ночью он не спал, а на следующий день там же в руки охранки попался ещё один народоволец. Возможно, волнение по этому поводу спровоцировало кровотечение.
Третья версия - бытовая. Достоевский жил небогато, часто бывал в долгах и переживал, что он оставит своим детям в наследство, на что они будут жить. Известно, что в день обострения заболевания, когда случился первый приступ кровотечения, к Фёдору Михайловичу приехала родная сестра Вера Михайловна и подняла вопрос о небольшом наследстве от скончавшейся тётушки. Она предложила писателю отказаться от доли этого наследства в пользу сестёр. Разговор шёл на повышенных тонах.
Существует мистическая история о том, что Фёдор Михайлович проснулся на третий день обострения болезни рано утром и попросил дать ему Евангелие, с которым он был на каторге. Как известно, писатель получил эту книгу от жён декабристов в Тобольске. Достоевский произвольно открыл Евангелие и прочёл строку: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду…». «Ты слышишь - «не удерживай» - значит, я умру», - сказал он Анне Григорьевне. В восемь часов вечера этого же дня писателя не стало.
Свою смерть писатель, как считают исследователи его творчества, предчувствовал, да и врачи в связи с заболеванием Достоевского говорили, что тот может умереть в любой момент. Сейчас никто не сможет назвать точную причину гибели Фёдора Михайловича. Возможно, эпилепсия, которой он страдал, внесла свою лепту, а лёгочная болезнь стала результатом работы писателя в алебастровых мастерских во время каторги. К слову, будучи в омском остроге, Достоевский около 20 раз лежал в госпитале, но не всегда по болезни. Ему иногда таким хитрым способом давали передохнуть от тягот каторжной жизни.
Тема смерти звучит в произведениях Достоевского. Фёдор Михайлович был глубоко верующим человеком. Во втором знаменитом письме писателя из Омска, адресованном жене декабриста Наталье Фонвизиной, он написал, что за четыре года каторги у него сложился символ веры: «Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа».
Смерть писатель осмыслял через обращение к Богу. Так, в своём последнем романе «Братья Карамазовы» он выбрал в качестве эпиграфа строки из Евангелия от Иоанна о зерне, которое, упав землю, если не умрёт, останется одно, то есть не даст плода. Это говорит о том, что Достоевский верил в религиозный исход смерти и возрождение души человеческой в вечной жизни.
Омск - город контрастов
«Ещё одна лекция имела провокационное название: «За что омичи обиделись на Достоевского?», - рассказала Юлия Зародова. - За основу было взято письмо Фёдора Михайловича к брату Михаилу. Написанное на шести листах, оно разобрано на цитаты, которые подаются отдельно, вне контекста. Одна из фраз и стала поводом для обиды, а именно: «Омск гадкий городишка. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал…» Фраза вырвана из контекста. Достоевский в письме пишет о природе, которая действительно была суровой, да и сейчас в Омской области зимой бывают бураны, а летом пыльные бури».
В том же письме Омск назван военным и в высшей степени развратным. Достоевский уточняет, что речь здесь идёт о «чёрном народе». Но нужно понимать, что и в XIX веке, и сейчас слово «разврат» имеет много значений, в том числе «разврат» мог относиться к военной бюрократии, которая была чудовищной. Вместе с этим Фёдор Михайлович пишет следующее: «Если б не нашёл здесь (в Омске. - Ред.) людей, я бы погиб совершенно… Брат, на свете очень много благородных людей».
То есть люди-то в Омске оказались хорошими! Достоевскому оказывали помощь и содействие врач госпиталя И. И. Троицкий, комендант крепости Алексей Фёдорович де Граве, спасший писателя от телесных наказаний, и многие другие.
Справедливости ради нужно сказать, что летом 1865 года, когда Достоевский писал «Преступление и наказание», он находился в Санкт-Петербурге, не смог выехать на дачу и также сетовал на невыносимую духоту, грязь и вонь, стоявшую в городе. В своё первое путешествие по странам Европы он плохо отозвался о Лондоне. Когда Фёдор Михайлович возвращался из Сибири, он проезжал сибирские и уральские города, из которых ему понравилась только Тюмень…
К слову, не только Достоевский нелестно отзывался об Омске. Молодой Чокан Валиханов в одном из своих писем к Достоевскому пишет, что «Омск так противен с его сплетнями и вечными интригами...» На что Фёдор Михайлович отвечает, что прекрасно понимает эти чувства, и ориентирует Валиханова на созидание, на то, чтобы прославиться делами - в таком городе, как Омск, нужно действовать только так.
Несмотря на не самые приятные воспоминания о нашем городе, именно в Омский кадетский корпус Достоевский отправляет учиться своего пасынка Павла Исаева, так как это было одно из лучших учебных заведений России.
Всё познаётся в сравнении
Ещё одна лекция Юлии Зародовой была связана с темой участия Достоевского в кружке Петрашевского. Насколько случайна была встреча писателя с революционерами?
«Можно сказать, Фёдора Михайловича вела судьба. На момент встречи с Петрашевским у Достоевского, молодого и подающего большие надежды писателя, был конфликт с маститыми литераторами, - поделилась мыслями Юлия Прокопьевна. - Как правило, молодые дарования не сразу оказываются на вершине славы, первые пробы пера считаются провальными. У Достоевского всё было не так».
Его первый роман «Бедные люди» был встречен на ура, ещё до выхода произведения из печати по Санкт-Петербургу поползли слухи, что появился новый Гоголь. Осечка вышла с несколькими последующими повестями: Белинский разгромил их. Конечно, Достоевскому было крайне неприятны такие отзывы, тем более что литераторы стали над писателем подтрунивать, появились эпиграммы. На волне раздражения и противостояния литературным кругам и произошла встреча Достоевского с Петрашевским.
В то время Фёдор Михайлович не понимал, что с ним происходит, у него не было душевного покоя. Тем не менее идеи петрашевцев нашли отклик в душе писателя, он начал посещать кружок. Как он сам признавался, был очарован теорией Фурье о социальной свободе.
Впоследствии, после каторги, когда был помещён в «насильственное общежитие», Достоевский пересмотрел свои взгляды и сказал, что идея была прекрасна в своей основе, но неосуществима, так как каждый человек - индивидуальность.
Цикл лекций будет продолжен осенью.