Примерное время чтения: 5 минут
210

А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ в Омске № 30 28/07/2021 Сюжет Празднование 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского
Художник Игорь Николаев иллюстрирует эпоху писателя.
Художник Игорь Николаев иллюстрирует эпоху писателя. / Наталья Виркунен / АиФ

В Омске впервые прошёл День Достоевского. Это целый фейерверк тематических мероприятий, связанных с жизнью и творчеством великого писателя.

Выставки, экскурсии, лекции и флешмобы - то немногое, чем творческая публика поделилась с омичами. Притом - бесплатно.

Экспериментальный день

Традиция проведения фестиваля «День Достоевского» появилась в Петербурге по инициативе Литературно-мемориального музея Достоевского. В первую субботу июля (дату определило начало действия романа «Преступление и наказание») культурные учреждения организуют собственные мероприятия. Обозначая наиболее заметные культурные проекты первого омского фестиваля, запланированные к юбилейной дате со дня рождения Фёдора Достоевского, нельзя пройти мимо флешмоба «#А ты прочитал Достоевского?». Это арт-проект художника Игоря Николаева, который представлен на площадке городского музея «Искусство Омска».

«Флешмоб - современное понятие, которое обозначает какое-либо повторение. На выставке я представил современников Достоевского. Это люди, которые жили с ним в одно время, но в разных странах и на разных континентах. Взял XIX век в глобальном разрезе. Здесь представлены разные социальные слои, разные возрасты, разные народности. У всех объединяющий фактор: диалоговое окно с вопросом «А ты прочитал Достоевского?». Получилась изобразительная форма флешмоба», - пояснил художник.

Флешмоб был дополнен уличным мейнстримом: на выставке в жанре детского рисунка художник Игорь Николаев представил малоизвестные факты биографии будущего писателя. Это и древо семьи Достоевских, и изображение любимой няни детей Алёны Фроловны Крюковой, и имение Даровое, куда семейство выезжало на лето, а Федя Достоевский был вождём племени.

Игра со зрителем

Что касается основного флешмоба, художник максимально сократил дистанцию между персонажами и зрителем при помощи обращения на «ты», прямым зрительным контактом со всеми без исключения героями коллажей. Все фотоперсонажи смотрят вам в глаза. К слову, основная фраза флешмоба разбавлена также вариациями на тему: «А я не читал Достоевского», «Мы любим Достоевского». По мнению автора, это тоже приближает зрителя к прямому общению с фотографиями.

«В момент фотографирования того времени люди зачастую не знали, как вести себя перед камерой, они принимали противоестественные позы, старались что-то взять в руки. Здесь чаще всего в руках оказываются книги», - заметил Игорь Николаев.

Многие образы на фотографиях автор выбрал далеко не случайно. Среди предсказуемых молодых девушек, тихих старушек и интеллигентных молодых мужчин совершенно не ожиданно можно встретить эпатажную даму с густой бородой или состарившуюся индианку, которая о русском писателе не могла даже знать, не то что читать его романы и повести.

«Тогда были в моде представления неизведанного, чудесного, уродливого в цирке и на ярмарках. Аспект демонстрации атавизмов тоже хотелось затронуть, - добавил художник. - Вкупе флешмоб - некая игра со зрителем. Вот, например, молодой Пушкин, который никогда с Достоевским не встречался, тоже спрашивает вас: «А ты читал Достоевского?» Благодаря абсурдным и развлекательным нотам появляется большая выразительность, художественность. Многие образы реконструированы - и фотографии стилистически приближены друг к другу».

На выставке представлены 56 фотографий.
На выставке представлены 56 фотографий. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

Как фотошоп реанимировал эпоху

Работы выполнены в авторской технике. Основа - печатная графика, совмещённая с живыми снимками. Фото не просто перенесены на бумагу, а реконструированы при помощи графических редакторов. Притом где-то автор намеренно оставляет затемнённые и смазанные пятна, а где-то, наоборот, добавляет ярких красок - жёлтых, бирюзовых, розовых, которые были не свойственны фотографиям той поры. Во всём многообразии выразительных и графических средств автор сохранил главное - эффект присутствия героев. Архивные фотографии демонстрируют нам живых людей, которые здесь и сейчас с тобой разговаривают. Таким образом художник совмещает в одной картине несколько жанров, направлений и даже техник.

«Я не делю своё искусство на портретное и пейзажное. Вообще современное искусство - это смещение границ. Важнее для меня выразить, что я чувствую, хочу сказать. А как это будет технически исполнено, считаю, не имеет значения. Мне удаётся найти какие-то моменты, которые ещё не отражались в искусстве. Для меня важно всеми способами донести также содержание, соединение внешнего и внутреннего. В противном случае произведение пустое», - поделился Игорь Анатольевич.

Вплоть до веснушек

Наполнение выставки, а это 56 восстановленных и художественно доработанных фотографий, заняло больше года. Фото графии Николаев искал в фондах и фотобанках США в связи с тем, что в России из-за прошедших революций и военных событий много фотоматериалов утрачено безвозвратно. Флешмоб в формате фотовыставки дополнен одиночными открытками, здесь персонажей немногим больше.

«В России сохранилось мало дагерротипов с русскими людьми и русскими лицами. Поэтому здесь много англичан, американцев, русских эмигрантов, живущих за рубежом. Многие фотографии были в плачевном состоянии, я их дорабатывал, оцифровывал, восстанавливал при помощи фильтров даже черты лица, стёртые временем, - прокомментировал художник. - Отмечу, что раньше оборудование имело свойство передавать мельчайшие детали: складочки, веснушки. Даже современная цифра на такое не способна».

Творения художника размещены в фойе музея, а День Достоевского в Омске планируют проводить ежегодно. Локаций прибавится. Одну из них обещают разместить на месте обнаруженного краеведами фрагмента острога, где писатель отбывал каторгу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах