«Достоевский - меломан и театрал». Именно так называется очередная программа юбилейного цикла «Будем знакомы: Фёдор Достоевский» омского музея имени Достоевского.
Напомним, музей ежемесячно представляет новую программу, в которой знакомит посетителей с малоизвестными моментами жизни и творчества великого русского писателя.
На память о Листе
«Мы уже рассказывали о Достоевском-военном, студенте, семьянине, путешественнике, - сказала заведующая организационным отделом музея Дарья Кувшинова. - Ещё одна грань личность писателя раскрывается в его отношении к музыке и театру».
Музыка была постоянной спутницей Достоевского. Всё детство Фёдора Михайловича сопровождали народные напевы. Ему часто пела няня, а на улице он не мог пройти мимо шарманщиков, чтобы не остановиться и не послушать немудрёную мелодию. Кстати, шарманка часто встречается на страницах романов писателя.
Во время обучения Фёдора Михайловича в Санкт-Петербургском военно-инженерном училище музыка также его сопровождала. В расписании воспитанников учебного заведения были занятия музыкой, в частности, пением. Врач, ботаник и товарищ молодости Достоевского Александр Ризенкампф в своих воспоминаниях писал: «В 1841 году публика восхищалась концертами известного скрипача Уле Булля. С 9 апреля 1842 года начались концерты гениального Листа и продолжались до конца мая. Несмотря на неслыханную до тех пор цену билета, мы с Фёдором Михайловичем не пропускали почти ни одного концерта.
Фёдор Михайлович нередко посмеивался над своими друзьями, носившими перчатки, шляпы и тросточки а-ля Лист. После одного из концертов в тесноте при выходе из зала у него была оторвана кисточка от шпажного темляка. И с тех пор до самой отставки ходил он без этой кисточки, что, конечно, было замечено многими. Но Фёдор Михайлович равнодушно отвечал, что этот темляк без кисточки ему дорог как память о концертах Листа».
Если русский, то Глинка
Самым сильным музыкальным впечатлением у писателя было знакомство с русским композитором Михаилом Глинкой. Оно состоялось в 1849 году. В то время Достоевский был активным участником кружка петрашевцев, куда приходили молодые люди, в том числе начинающие поэты, обсуждали политический строй России, обстановку в стране.
Будучи в Санкт-Петербурге, Глинка пригласил к себе на вечер петрашевцев, среди которых был и Достоевский. Для Фёдора Михайловича это стало потрясающим событием: он смог познакомиться с композитором, которым восхищался и чьи произведения с упоением слушал.
В тот вечер Глинка исполнял Шопена, Глюка, отрывки из «Руслана и Людмилы», фантазию на «Камаринскую», многие свои любимые вещи. По воспоминаниям жены писателя Анны Григорьевны, Достоевский на всю жизнь сохранил воспоминания о том вечере. Через 20 лет в повести «Вечный муж» он обрисовал великого музыканта за широко раскрытым роялем.
Фантазия на «Камаринскую» нашла отклик на страницах романа «Записки из Мёртвого дома». Достоевский описал, как арестантский оркестр исполнял отрывок из этого музыкального произведения. А в «Селе Степанчикове и его обитателях» писатель воспроизвёл первоисточник народной плясовой.
Фёдор Михайлович очень любил оперу «Руслан и Людмила». Дочь Любовь Фёдоровна в своих воспоминаниях писала: если отец их водил на оперу, это неизменно была «Руслан и Людмила». Билеты стоили дорого, но Достоевский изыскивал любые возможности сходить в театр и приобщал своих детей к искусству.
В Европе - Бетховен
Музыка сопровождает писателя и в путешествии по Европе. Чета Достоевских гуляла вечерами перед открытыми эстрадами и слушала произведения Моцарта, Бетховена и других композиторов в исполнении симфонических оркестров. Фёдор Михайлович особо выделял увертюру из оперы «Фиделио» Бетховена. Писатель говорил, что Бетховен создавал гениальные произведения, а увертюра «Фиделио» - это венец творения музыканта.
Эмоциональный отклик у Достоевского вызывали и другие произведения. Очень нравился писателю марш Мендельсона, который сейчас мы знаем как свадебный, произведения Джоаккино Россини. Фёдор Михайлович часто напевал немецкий романс на стихи Гейне «Жемчуга и алмазы». Именно это произведение вложено в уста умирающей Катерины Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».
Жена Достоевского играла на фортепиано. Но Фёдору Михайловичу было мало - он приобрёл органчик и под его звуки часто танцевал с детьми вальс, мазурку, кадриль.
А что же театр?
С детства Достоевский приобщается к театру, только народному. В Пасху Фёдора с братьями и сёстрами привозили к их двоюродному деду Василию Котельницкому. Тот жил у Смоленского рынка, где по праздникам устраивались балаганы. Юный Фёдор видел и классические спектакли. Из его воспоминаний: «Десяти лет от роду я видел в Москве представление «Разбойников» Шиллера, с Мочаловым. Уверяю вас, что сильнейшее впечатление, которое я вынес, подействовало на мою духовную сторону очень плодотворно».
Достоевский изыскивал любые возможности сходить в театр и приобщал своих детей.
Приятель Достоевского вспоминал, что в 1841-1842 гг. в Санкт-Петербурге процветал Александринский театр, имена балерин были у всех на слуху, и Фёдор Михайлович с восхищением говорил о том впечатлении, которое производит на него балет.
Каторга оставила неизгладимый след в душе писателя. Но и будучи заключённым, Достоевский посещает каторжные спектакли - острожное начальство разрешило арестантам по праздникам их показывать. Каторжники наряжались в театральные костюмы, женские роли играли мужчины, и арестанты с хохотом встречали их на сцене. Они сами расписывали декорации, разбирали роли.
Программа была пёстрой, с пантомимой и балетом. Помимо этих жанров Достоевского заинтересовали водевиль и комедия, Увлекла писателя буффонада «Кедрил-обжора». Пьеса напоминала приключения кукольного Петрушки. В центре действия был слуга - хитрец, трус и обманщик. Его вместе с барином в финале пьесы черти уносят в ад. Достоевский потом сказал: «Сколько сил и таланта погибает у нас на Руси иногда почти даром, в неволе и тяжкой доле». Свои мысли писатель вкладывает в уста одного из героев «Записок из Мёртвого дома», там же он изобразил каторжный спектакль.
Фёдор Михайлович чутко воспринимает и песни, которые слышит в остроге. В основном это были арестантские, разбойничьи песни, которые сейчас именуются тюремным шансоном. Распевали на каторге и мещанские, лакейские песни, а также степняцкие мелодии. Достоевский часто описывал в «Записках…», «Преступлении и наказании», как издалека до арестантов доносились киргизские напевы. Писатель приходит к мысли: «Ведь это необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?..»
Достоевский любил театр. И после каторги он посещает театр за границей, в Санкт-Петербурге, часто ходит на концерты, премьеры, дружит с артистами. В его произведениях персонажи играют в спектаклях, ставят различные сцены.
Фёдор Михайлович всю свою жизнь хотел написать драму, но у него так и не получилось. В юности им было написано несколько исторических пьес, но они не дошли до нашего времени. Сам писатель не играл на театральной сцене, но современники отмечали: когда Достоевский выходил на сцену, чтобы прочитать свои произведения, перед ними представал не просто писатель, это был актёр.
Музыка и театр вдохновляли Фёдора Михайловича. «Искусство есть такая потребность человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающая её, неразлучна с человеком, без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете», - однажды сказал писатель.