Примерное время чтения: 8 минут
275

«Птичка клювом не поёт». Чувство «большой сцены» и симпатия омских зрителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ в Омске № 42 18/10/2023
Доцент Уральской государственной консерватории имени М. П.  Мусоргского, доцент Екатеринбургского государственного театрального института, заслуженная артистка РФ Тамара Савич.
Доцент Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, доцент Екатеринбургского государственного театрального института, заслуженная артистка РФ Тамара Савич. / Александр Барановский / Из личного архива

Проект «Музыкальный. Новое поколение» уверенно набирает обороты, с детьми и подростками работают преподаватели и мастера по академическому и эстрадному вокалу, сценическому движению, классической и современной хореографии, театральному гриму.

Среди них доцент Уральской государственной консерватории имени М. П.  Мусоргского, доцент Екатеринбургского государственного театрального института, заслуженная артистка РФ Тамара Савич, с которой побеседовал корреспондент omsk.aif.ru.

Преодолевая себя

- Тамара Леонидовна, вы часто приговаривали на показах «Птичка клювом не поёт», а чем же поёт птичка?

- Я своим студентам так говорю, чтобы они не гасили звук губами и научились открывать горло. Птичка зобиком поёт, и её весь лес слышит. Она ведь не может петь клювиком. У нас глоточная артикуляция. Существуют определённые законы акустики, и их надо знать и уважать. Научиться направлять звук в резонаторы.

- Насколько реально дать азы академического вокала за несколько мастер-классов?

- Дети на проекте «Музыкальный. Новое поколение»» уже работают в тесном контакте со своими педагогами. Я как актриса, певица и педагог просто делилась своим опытом с ними, какими-то наработками, которые, как мне кажется, быстро приводят к хорошим результатам. Например, как дыхание детям поставить, как выровнять гласные и звук, какие распевки помогут решить те или иные проблемы в пении, ну и актёрски что-то подсказать, кому-то пересмотреть репертуар.

- Приветствуете ли такой проект?

- Мне нравится! Много новшеств в театре, омичи молодцы, не успокаиваются. В финале будет гала-концерт, на котором выступят дети и артисты. Это хороший опыт для ребят для того, чтобы почувствовать сцену и дыхание зала, ощутить контакт со зрителем. По своему опыту знаю, что научиться петь по-настоящему можно только на сцене! Одно дело петь в классе, где всегда можно остановиться, перепеть неудавшееся место, а другое - петь на публике, да ещё с настоящими артистами!  А конкурсы - это  своего рода тоже тренировка, в этом точно есть польза.

- На ТВ есть для детей масса вокальных конкурсов: «Голос. Дети», «Ты супер!», «Новая звезда», «Синяя птица» – не много?

- Детские конкурсы - всегда событие для детей, родителей и педагогов-наставников. Это площадки, на которых одарённые ребята будут увидены и услышаны. Участие в них, конечно, по мере возможностей принимать надо, но недостаточно тратить свою энергию и силы только на участие в конкурсах! Необходимо вкладывать ресурсы и силы в более глубокое развитие детей. Их надо учить играть на инструментах!

Нотная грамота, сольфеджио и ритмика, владение каким-либо инструментом - вот основа глубокого понимания музыки.
Нотная грамота, сольфеджио и ритмика, владение каким-либо инструментом - вот основа глубокого понимания музыки. Фото: Из личного архива/ Александр Барановский

Нотная грамота, сольфеджио и ритмика, владение каким-либо инструментом - вот основа глубокого понимания музыки. Дети растут, организм меняется, голосовые складки тоже. У девочек в 13-14 лет уже вполне понятно, какой голос будет, а мальчикам сложнее - они мутируют порой до 17-18 лет и неизвестно, останется ли у них их божественный неподражаемый голос или нет. Я всегда сокрушаюсь и говорю, что поступить в музыкальный вуз и не знать нотной грамоты - всё равно что поступить в институт и не уметь читать. Певцами становятся всё же во взрослом возрасте, когда сформировалась «физика», когда у мальчиков прошла мутация.

Когда учащиеся знают нотную грамоту, умеют себе помочь, играя на любом инструменте (при обучении в вузе - фортепиано обязательный предмет) с ними намного легче работать. 

Владеть инструментом

- Вы работаете с детьми постарше, уже выбравшими свой путь в профессии, на проекте, в основном это школьники. Не трудно с такими работать?

- Я работаю с молодыми ребятами в театральном институте на кафедре музыкального театра и в Уральской государственной консерватории. Требования для поступления разные. Если в институт можно поступить сразу после окончания школы, имея актёрские способности и даже без музыкального образования, то чтобы поступить на 1 курс консерватории, нужно (при наличии хороших вокальных данных) окончить музыкальное училище или придётся поступать на подготовительный курс, а затем вновь сдавать экзамены. ЕГЭ обязателен. Иногда низкие баллы по ЕГЭ не дают возможности поступить на бюджет…

Что касается проекта, как я поняла, здесь участвуют и школьники, и учащиеся разных возрастов -19, 20 лет, 21 года.

- Что называется, с улицы в театральный можно поступить? Есть такие самородки?

- Как я уже сказала, если есть актёрские и вокальные данные, хорошая пластика, дикция, харизма и т. д., то можно поступить. Но необходимо пройти отборочных три тура, убедить комиссию в этом.  На вступительных экзаменах в театральный институт ребята поют любые произведения на выбор, что им нравится, в чём сильны, читают басни, стихи, прозу, танцуют.  Но при поступлении в консерваторию нужно спеть русскую и зарубежную арии, романс и народную песню, сдать экзамен по сольфеджио, пройти коллоквиум, собеседование…

Проект «Музыкальный. Новое поколение» уверенно набирает обороты, с детьми и подростками работают преподаватели и мастера по академическому и эстрадному вокалу, сценическому движению, классической и современной хореографии, театральному гриму.
Проект «Музыкальный. Новое поколение» уверенно набирает обороты, с детьми и подростками работают преподаватели и мастера по академическому и эстрадному вокалу, сценическому движению, классической и современной хореографии, театральному гриму. Фото: Из личного архива/ Александр Барановский

- А есть отличия: когда вы учились в консерватории и сейчас. Один пример можете назвать?

- Сейчас оперы модно петь на языке оригинала. Я училась в советское время, и все оперы в театрах шли на русском языке, и мы пели чаще всё на русском - и это иногда было трудно. А когда поёшь на языке оригинала - и музыка, и слова удобно стоят. В переводе же бывают смещены акценты. В настоящее время студентам труднее: приходится брать уроки французского, кто не владеет, немецкого языков за свои деньги. В консерватории же обязательный предмет для изучения - итальянский язык, как и в наше время. Хотя мы тоже в концертном исполнении старались петь на языке оригинала, особенно если это был итальянский! Язык belcanto!

Рай для артистов

- Вы более десяти лет были примадонной Омского музыкального театра. Продолжаете выходить на сцену?

- Конечно, но не так активно. Я реально всё спела, всё сыграла. Для души люблю романсы, концертные арии. Выхожу с удовольствием на сцену, чтобы не потерять ощущение контакта со зрителем - это совсем другая энергетика, она меня восстанавливает. На сцене я как будто дома. Такое что-то родное и знакомое. Но   уже более 20 лет я в основном занимаюсь педагогикой. Хочется своих учеников тоже научить «летать», почаще их выводить на сцену, чтобы они могли почувствовать этот энергообмен со зрителем, научились любить и ценить профессию, которую   выбрали. 

Я всегда им говорю: «Выходя на сцену, ты должен знать, что хочешь сказать людям». Хорошо, если эта профессия станет делом их жизни.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах