Восточная сказка «Турандот», поставленная Театром кукол имени Сергея Образцова, отмечена шестью номинациями театральной премии «Золотая маска». Какой ещё спектакль мог лучше украсить VII Международный фестиваль театров кукол «В гостях у «Арлекина», пусть и во внеконкурсной программе?
Об особенностях этого спектакля, а также о путях-дорожках к профессии кукольника, о жизни и судьбе omsk.aif.ru рассказал главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Борис Константинов.
Удача ложная и настоящая
- Борис Анатольевич, есть такое восприятие: если кукла - это ребёнок, детство…
- То есть что-то несерьёзное, игра. А оказывается - нет. Жизнь показала, что кукла в хороших руках с хорошим автором от хорошего художника большое значение и влияние имеет и на взрослого зрителя. Кукла - метафора, знак, символ. Это просто очень тонкий язык, близкий поэзии, наверное.
- Интереснее ставить детские или взрослые спектакли?
- Детские сложнее. С ребёнком не надо заигрывать. Ритм задавай - ребёнок топает, хлопает, но это ложный успех. Тишина в зале - настоящая удача. И когда родителей увлекаешь - тоже. Взрослые - те же дети. Они начинают спектакль с гаджетом в руках, а потом забывают о нём. Видел не раз, как ребёнок к родителю тянется, что-то хочет, а в ответ - не мешай смотреть.
Иногда в соцсетях мамы пишут, что переживали, как ребёнку понравится вроде бы сложный спектакль, а чадо вечером само заводит о нём разговор. Это особенно ценно. Именно такое послевкусие.
- Каким языком лучше говорить с ребёнком? Больше развлекать его?
- Развлекать надо, но не забывать - сказка ложь, да в ней намёк… Порой надо говорить что-то честное, даже нелестное - это может сработать лучше, чем общие слова о плохом и хорошем. В спектакле нашего театра «Питер Пэн и Венди» (о мальчишке, который отказался взрослеть) есть слова, обращённые к Маме: «Ты - жаба, предательница». И я вижу в этот момент, как в зале дети берут своих мам за руку - явно говоря этим жестом «ты не такая».
Сейчас сочиняю сказку о Леонардо. Чтобы дети хотели летать. Потому что Леонардо мечтал полететь. В финале, знаю, он скажет: «Я не успел, а у тебя обязательно получится. Попробуй, не сдавайся… Сделай, лети!»
«Тыл», плётка, шишки
- Как в вашей жизни появились куклы?
- Случайно. Нашему педагогу на курсе в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств великолепному мастеру Туяне Бадагаевой предложили стать главным режиссёром в театре кукол «Ульгэр» в Улан-Удэ. Так в репертуар театра вошли наши студенческие постановки, мы стали частью труппы. В «Ульгэре» шёл спектакль «Кто заплетает гриву лошадям»: вязаный костюм, в руках плётка, она же хвост. Это образное решение произвело на меня впечатление, и я остался.
- Ваша первая роль?
- Играл заднюю часть коня в этом спектакле. В ростовой кукле. Всегда так: под одной попоной ведущий артист сцены - голова, а молодой, только что пришедший - «тыл». Мы были молоды, было очень весело.
- Малая родина при давнем отъезде, сегодняшнем профессиональном статусе и столичном проживании как откликается в вашей судьбе?
- Только говорится «малая», для меня это просто родина. Она есть у каждого человека, она ему дорога. Моя привязанность к ней заметна в моих постановках и, конечно, в постановках Иркутского театра кукол «Аистёнок». В сентябре этого года состоялась премьера спектакля «Праздник шишки». Пьесу написал специально для сибиряков. Чудесных, разных. Придумал для них сказку - кукольную.
На премьере были мои школьные учителя, проехавшие до Иркутска из нашего посёлка 450 км… Прекрасные, никак не изменившиеся душой и сердцем. Это было самое трогательное. Они же видели и знали меня совсем юным.
Карло Гоцци не обидится
- О «Турандот». Почему вы обратились к итальянскому автору XVIII века?
- Карло Гоцци - это театральная классика. Для режиссёра важно хотя бы раз обратиться к Шекспиру, Чехову. Или Гоцци.
- Когда решили поставить спектакль, не было страшно? В подсознании не крылось желание - составить конкуренцию вахтанговцам?
- Мне не хотелось копировать что-то из известной вахтанговской постановки, хотелось представить своё. Конкуренция? Скорее я к этому отношусь как к некому, в хорошем смысле слова, стимулу. Побуждению к сочинительству. Я хотел попробовать, как это получится с куклами.
- Вы включили в сказку итальянского автора о китайской принцессе, отправляющей на погибель женихов неразрешимыми загадками, стихи русских поэтов Арсения Тарковского и Ивана Бунина. Почему?
- Загадки, которые звучали у Карло Гоцци, были понятны его современникам. Сейчас они звучат как витиеватый набор слов. А мне хотелось немножко глубины в загадках, красоты, может быть. И я подумал, что уж не обидится Карло Гоцци, если рядом будут Тарковский и Бунин. Конечно, есть огромное количество чудесной поэзии, но я искал, чтобы в ней был скрытый смысл - загадка. Всё-таки основа сказки - это загадки.
- Режиссура драмы (ваше первое образование) и кукольной постановки - это совместимо или нет?
- Совместимо. В моей практике моё образование (драма и куклы) мне помогает. Язык и способы выражения разные, но законы - одни. И там и там театр.
Кукольники и кукловоды
- Что для вас высота в профессии?
- Стать кукольником - высшая степень. Это человек, способный видеть мир по-иному. Для меня режиссёры-кукольники - Бутусов, Някрошюс, Туминас. Если в труппе из 60 человек есть 2-3 кукольника, то слава Богу. А так в основном - кукловоды. Опыт кукольника… Надо самому играть, не бояться актёрствовать, режиссировать свою роль. Самому что-то сочинить, изобразить в эскизах, выдумать куклу или образ; подобрать или написать музыку, может спеть, а затем всё это соединить и воплотить.
- В этом году у вас десятилетний юбилей в должности главрежа театра, созданного великим кукольником Образцовым. Авторитет не давит?
- У Сергея Владимировича была сильнейшая команда. Люди - один интереснее другого. Художники, драматурги, актёры. Борис Тузлуков, Зиновий Гердт, Исидор Шток... Это абсолютные мастера. И по юмору, и по своевременности. Поэтому я очень бережно отношусь к нашему «золотому фонду». Есть люди, которые ещё с самим Образцовым работали! Стараюсь им доверять. Поправить что-то в «Необыкновенном концерте» - ни в коем случае. Зачем? Хочется сохранить, не портить сегодняшними деталями.
Стараться быть похожим… Это мне кажется глупым. Все люди разные. Строить новое на созданном мудрыми людьми крепком фундаменте - это да. И если бы я ставил спектакли, как ставил их когда-то
Сергей Образцов, он бы зашёл однажды в зал и сказал: «Вы же остановились в 60-х годах. А что вы дальше не живёте?»