Вопросы о финалах постановок «Удивленная лошадь» (0+) и «Кэрролл без Алисы» (12+) – из Ханты-Мансийска и Москвы – звучат вроде бы одинаково, но с разными смыслами. «Чем же это кончится?» - ожидание результата. «Как же это кончится?» - интерес к процессу с известным окончанием.
Под лупой
«Муравьи носят иголочки, строят дом, друг за другом… Разве нечему удивляться? Разве не уникален этот муравьишка, если взглянуть на него под лупой?»
«Ну, муравей - и что? Это - представитель семейства стебельчатобрюхих насекомых отряда перепончатокрылых...»
Желание лошади-оптимистки показать грустной, но умной собаке что-то удивительное в мире заканчивается безрезультатно. Так же, как и советы – смотреть вокруг, слушать, принюхиваться, наблюдать за звездами и луной. Причем, это сама собака пришла к лошади с просьбой научить её удивляться, чтобы не грустить.
«Лошадиные» уроки предстают перед зрителями в разных ракурсах - то в камышах выглядывают звери-марионетки, то большие мягкие головы «педагога и ученика» веселят своей мимикой – «ух ты! – да ничего особенного!», то игрушечные куколки на крыше любуются звёздным небом.
Спектакль фееричный – в диалогах, картинках, световых эффектах. К слову, настройка лучиков, огоньков, звёздочек в спектакле потребовала много времени и непременного присутствия артистов - ведь в сторону уйдёт и выпадет кукла «из кадра». Но, как отметила режиссёр Елена Евстропова, если для первых показов они трудились над светом всю ночь, то на фестивальном – справились за четыре часа и поспать успели. Разве не удивительно?
Несмотря на неположительный финал, ощущение от спектакля осталось лёгким и радостным – под стать улетающей лошади на воздушном шаре. А потому, что у каждого своя радость в жизни – кому-то чувственный восторг от всего, кому-то многие знания.
«После «Удивительной лошади» меня редко увидишь в плохом настроении, - отметила исполнительница роли Лошади актриса Анна Добрынина. - Моя героиня такая позитивная и активная, что я каждый раз думаю: «Жить даже стало чуть легче, спасибо тебе большое, рыжая моркововидная барышня».
Ёлочка и логика
Степенный математик Чарльз Лютвидж Доджсон пытается разгадать головоломку, но логическая задача оборачивается абсурдным полётом в обратную сторону. Благодаря безбашенному Кролику, уводящему его в путешествие «назад» через свою нору.
Там, в прошлом, грузный и правильный учёный «обрастает» длинными резиновыми руками -ногами, читает стихи на стуле у детской ёлочки, изображает умного Мухомора, разговаривает с гусеницами и птичками, с котом…
«Видал я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я еще не встречал!», – выдает математик своему детскому «я». (О, известная фраза!)
«Улыбка без кота», по мнению некоторых экспертов, есть «неплохое описание чистой математики». Спектакль – это рассказ о жизни математика, одна часть натуры которого состояла из сказочника-фантаста. А не было бы этой части, не узнал бы мир Чарльза Лютвиджа Доджсона под именем великого Льюиса Кэррола.
Действие в спектакле крутится вокруг простого стола, чьи ящички начинены всевозможным реквизитом. И актёры буквально жонглируют им с космической скоростью. Парочка Чарльз-математик (Иван Федосеев) и Чарльз-ребёнок (Александр Шадрин) получилась очень комичная.
Герои пьесы Натальи Пахомовой (она же режиссёр), лауреата Премии «Золотая маска», абсурдным кэрролловским дуракавалянием отразили удивительную в своей простоте мысль: «Надо периодически снимать взрослый костюм и позволять себе творить немного безумства, быть ближе к детям».