Примерное время чтения: 8 минут
327

Новое искусство о Достоевском. Яркий арт-проект о гении литературы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ в Омске № 37 15/09/2021 Сюжет Празднование 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского
Автор фантазировал, как могли выглядеть родственники писателя.
Автор фантазировал, как могли выглядеть родственники писателя. / Наталья Виркунен / АиФ

До 17 октября в выставочном зале городского музея «Искусство Омска» будет работать новый арт-проект «FЁDOR Достоевский». Авторская экспозиция сибирского художника Игоря Николаева приурочена к 200-летию со дня рождения писателя и содержит более 200 работ.

На выставке представлен своеобразный паноптикум из арт-объектов, имитации дагеротипий, реконструкций, артефактов из альтернативных историй, как правило, придуманных самим художником - коллажи, картины, карикатурные портреты и даже комиксы.

В проекте отражена эпоха ХIХ века со своими изобретениями и социальными устремлениями, оказавшими большое влияние на искусство и среду обитания человека того времени. В арт-проекте большое внимание уделяется биографии Фёдора Достоевского и его окружению, что позволяет глубже узнать личность писателя и истоки его литературного таланта.

Эпоха в фантазийных композициях

«Выставка готовилась полтора года, специально к юбилею Достоевского. Поскольку я использую печатные технологии и цифровое искусство, это ускорило процесс, - рассказывает Игорь Анатольевич. - Большое внимание я уделил биографии писателя, а также родственникам и людям, которые ему помогали, старался раскрыть эпоху Достоевского, определённую среду, в которой проходило его становление и формировалась личность».

Художнику удалось собрать и использовать фотографии и дагеротипии середины XIX века, стилистически связывая их с литературными героями известных произведений писателя.


У этих людей немного неказистые черты лица, руки. они не совсем реалистичны, потому что искусство портрета тогда ещё не было достаточно развитым.


«В иллюстрациях я использовал дагерротипные фотографии людей, которые жили в одну эпоху с писателем. Для меня важно показать, какой была одежда того времени, как выглядели типичные лица той эпохи. Главными героями иллюстраций я сделал персонажей его произведений, и это не случайно. Именно они отражают эпоху и придают достоверность - для них и об этих людях писал Достоевский», - пояснил автор проекта.

Вот перед зрителем в работе Николаева «Неточка» - Неточка Незванова. Автор поясняет, что в образе мечтательной девушки Достоевский собрал все присущие типажу черты: болезненность, слабость, угрюмость, нелюдимость. И художник попробовал воссоздать её облик доподлинно. В основе портрета - фотография девушки XIX века, с присущими и характерными чертами, дополненная коллажем и напечатанная на картоне.

Для молодёжи на выставке - серия комиксов.
Для молодёжи на выставке - серия комиксов. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

Или воспроизведённый по той же технологии и в той же технике Фома Фомич Опискин из повести «Село Степанчиково и его обитатели». Слабовольный молодой человек, который больше дозволенного говорил и сетовал на жизнь, изображён художником с нарочито распахнутым ртом. Карикатурность его подчёркивается пририсованной саблей, которую герой разве что способен демонстративно выставить напоказ, рассказывая о никогда не случавшихся героических подвигах.

Кабинет редкостей

«Всё пространство арт-проекта условно разделено на четыре территории. Одна из них - кабинет редкостей. В нём фотографии и факты, которых на самом деле не существует, это конструктор из того, чего никогда не было - лица, внешний облик, потому что фотографий ни Пушкина, ни Лермонтова не сохранилось. Мне важно было показать постпушкинскую эпоху со множеством литературных гениев, которые влияли на становление писателя и формировали его литературный язык. Да и фотографий Достоевского, когда он находился в ссылке, тоже нет», - подчеркнул Николаев.

Но в авторских фантазиях такие артефакты нашлись, чтобы зритель увидел некий синтезированный сквозь художественный вымысел образ великого русского писателя.

«Целью было создать музей в музее, где все экспонаты были придуманы и восстановлены мною. Или я пытался проанализировать эпоху и сделать коллажи с типажами людей, элементами архитектуры в техниках, которые тогда применялись, - добавил художник. - Достоевский рассказывал о вечных ценностях. Мало таких людей, к которым прислушиваются, а к нему прислушивались. Таким образом, при помощи художественного вымысла я ссылаюсь на Достоевского и поднимаю вечные темы. Благодаря его авторитету мне удалось поработать с такими темами, с которыми раньше не сталкивался - ведь я не был на каторге, не видел столько страданий, сколько он, не общался со столькими людьми. И поэтому меня привлекло, как Достоевский выражает свои мысли, как говорит».

Особняком в экспозиции представлена серия вымышленных портретов семьи писателя. В них автор использовал приёмы примитивного живописного письма, который был распространён в начале XIX века.

Всё пространство арт-проекта условно разделено на четыре территории.
Всё пространство арт-проекта условно разделено на четыре территории. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

«Поскольку я имитирую возможность изображения семьи Достоевского, использую характерный для того времени примитивный бытовой или купеческий портрет. У этих людей немного неказистые черты лица, руки, они не совсем реалистичны, ведь искусство портрета тогда ещё не было достаточно развито. И чтобы быть более достоверным в своей привязке ко времени, было решено использовать именно такой принцип портрета – примитивный», - объяснил Игорь Анатольевич.

Типичное и карикатурное

Художник подчеркнул, что этой большой выставке отдал часть себя, ведь каждой работе было отдано много сил, времени, чувств. Здесь нет единичных работ - все иллюстрации, картины и коллажи созданы сериями, как это принято в Японии, например. Чтобы более полно рассказать о каком-то явлении, событии, истории автору оказывается недостаточно одной работы, хотя самодостаточные композиции среди них есть. Многие работы не всегда понятны сразу - нужно думать, погружаться, фантазировать вместе с автором. Но в этом, наверное, главная ценность такой выставки.

Основа каждой работы - построение композиции. А затем уже художник переходит к разным техникам - объёму или плоскости, цифровым редакторам или краске на холсте, использованию битого стекла, наслоению решёток, измятой бумаге и т. д.

«Техника мне помогает разрешить и визуально показать задуманную композицию, сочетать разные объекты в одном пространстве, в одной плоскости, объединить их цветом, формой, сюжетом, и на этой базе построены все произведения», - заключил Николаев.

Напомним, это уже третья выставка Игоря Николаева, посвящённая Достоевскому. Летом этого года в литературном музее имени Достоевского художник по аналогии с нынешней экспозицией пофантазировал на тему детства писателя - постарался представить, каким оно могло быть, пытаясь воспроизвести типажи того времени.

Это уже третья выставка Игоря Николаева, посвящённая Достоевскому.
Это уже третья выставка Игоря Николаева, посвящённая Достоевскому. Фото: АиФ/ Наталья Виркунен

Кроме того, летом в галерее «Искусство Омска» в холле появились коллажи с дагеротипными фотографиями людей эпохи Достоевского, которые побуждают зрителя открыть книги писателя. Также Игорь Анатольевич проанонсировал следующую экспозицию. Сроки пока не называются, но автор рассказал, что готов «вместе с Достоевским совершить побег из острога» в Омском музее просвещения.

16+

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах