Примерное время чтения: 5 минут
276

Неоднозначный Дон Жуан. В «Галёрке» состоялась премьера комедии Мольера

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Омске № 11 16/03/2022
Здесь и танцуют, и произносят монологи - спектакль смотрится на  одном дыхании.
Здесь и танцуют, и произносят монологи - спектакль смотрится на одном дыхании. Омский драматический театр «Галёрка»

Премьеру спектакля «Дон Жуан» предварила пресс-конференция его создателей во главе с художественным руководителем театра «Галёрка» Владимиром Витько.

«Я ни за что не отвечаю! - с улыбкой произнёс заслуженный деятель искусств РФ Владимир Витько. Выдержав классическую драматургическую паузу, пояснил: - Мы даём возможность проявить себя молодым режиссёрам. Правда, замечательный актёр Артём Савинов ещё пока на третьем курсе заочного обучения на режиссёрском отделении (в Екатеринбурге, его педагог - известный драматург Николай Коляда), но уже успел отметиться постановкой сказки «Двенадцать месяцев».

Подчеркнув, что он «не отвечает, то есть не вмешивается и доверяет», Владимир Фёдорович перевёл внимание на непосредственных постановщиков «Дон Жуана».

Над спектаклем работал молодой режиссёр Артём Савинов.
Над спектаклем работал молодой режиссёр Артём Савинов. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

Образы и декорации

Дон Жуан, известно, реальный персонаж средневековой Испании. Любитель женщин стал героем легенд в эпоху Возрождения - как протест против церковных догм о греховности всего земного. И вошёл в литературу многих стран: в Италии - Гольдони, во Франции - Мольер, в Англии - Байрон, в России - Пушкин. У каждого своя интерпретация истории, свой образ покорителя женских сердец.

У Мольера фабула истории такова: Дон Жуан бросает Эльвиру, которая ради него покинула монастырь, затем он едва не тонет во время морской прогулки, после спасения рыбаками обольщает встречных крестьянок, узнает о погоне братьев Эльвиры, скрывается (со слугой Сганарелем) в лесу, где натыкается на гробницу убитого им командора и его статую зовёт к себе на ужин. Ловеласа пытаются урезонить отец, Эльвира и её брат, которого он спас от лесных разбойников. В итоге кара небесная настигает героя в лице командора, посланника Неба, явившегося на ужин.

Каким же увидел мольеровского героя современный молодой режиссёр?

«Для меня Дон Жуан - не однобокая фигура циника и любителя женщин, - отметил Артём Савинов. - Герой - живой человек, внутренне противоречивый. И молодой, в отличие, например, от образа пушкинского «Каменного гостя», более брутального и возрастного. Мой герой романтичный и лёгкий, близкий по трактовке к персонажу Байрона. Как выбирал актёра на роль? Сердцем. Поначалу думал об одном человеке, но в ходе работы случился Александр Андрианов. И роль сложилась благодаря природной харизме Александра».

По признанию режиссёра, он всегда «в процессе», смотрит, как актёр ведёт свою роль и даёт привносить личное. Так было в «деревенской» сцене - в разговоре рыбака, спасшего Дон Жуана, со своей невестой. Предложил актёрам, сохранив канву диалога на тему что есть доказательство любви, включить моменты импровизации, как сам драматург предлагал в прижизненной постановке.

Музыкальный аспект спектакля, понятно, оказался связан с испанским колоритом.
Музыкальный аспект спектакля, понятно, оказался связан с испанским колоритом. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

«От личности режиссёра шла разработка декораций спектакля, - отметила художник-постановщик Светлана Пузырёва. - От той динамики, в какой ему комфортно работать. И от развития характера героя - он не в чёрно-белой плоскости. Кстати, у Мольера Дон Жуан более статичен в противовес объёмному образу Сганареля (которого сам автор и играл)».

Музыкальный аспект спектакля, понятно, оказался связан с испанским колоритом (хотя у Мольера действие происходит на Сицилии, но в те времена она находилась под управлением Испании). И ещё с… пластикой. Неожиданный момент подчеркнула балетмейстер Евгения Тимошенко:

«Музыкальный материал «Дон Жуана» сложный, он делает спектакль очень подвижным. Да, драматический актёр - это слово, интонации, но зритель прежде видит, чем слышит. И здесь важно именно актёрское движение, жесты - они не обманут: меняется пластика - идёт развитие героя».

Атмосферное настроение

Создатели спектакля что-то пояснили, чем-то удивили, где-то заинтриговали. В дополнение к вышесказанному хотелось бы отметить ещё несколько моментов.

Зрителя цепляет идея декораций в виде подвижных дверей (на колёсиках) - динамика и символизм: переход с дверными поворотами - из сцены в сцену, из внешнего мира во внутренний, из легенды в историю.

Главный герой с подачи Андрианова таков, что в него нельзя не влюбиться. Конечно, это не однозначный злодей - браво интуиции режиссёра Савинова. И браво актёру Савинову, сыгравшему отца Дон Жуана в ярком контрасте комического с трагическим (что неудивительно, ведь актёр уже дважды получал значимые театральные награды).

И третий момент - фламенко. Термином «фламенко» обозначают общую испанскую музыкальную тему - песни, танцы, инструментальные мелодии. В спектакле случились фламенко-композиции из танцев балетной группы театра и актёрских «па». Такие танцы-сюжеты, танцы-образы, создавшие атмосферное настроение.

16+

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах