200-летие со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского отпраздновали в Омске с большим размахом. Театральный фестиваль «Достоевский. Омск» стал ещё одним ярким событием, посвящённым осмыслению творчества писателя.
С 10 по 15 ноября на сцене «Галёрки» зрителям представили свои постановки Забайкальский краевой драматический театр, театр драмы Кузбасса, драматический театр «На Васильевском» и московский театр «Школа драматического искусства». Конечно, не обошлось и без организатора фестиваля – Омского драматического театра «Галёрка».
Зрители с восторгом встретили все спектакли, поставленные по произведениям Фёдора Михайловича, поэтому можно с уверенностью сказать, что театральный фестиваль состоялся!
Праздник театрального искусства
Несмотря на то что в нашем городе Достоевский провёл не самые лучшие моменты своей жизни, Омску сам бог велел хотя бы краем сердца прикоснуться к великому и вечному, что собой являет Фёдор Михайлович. Произведения классика звучат актуально в любую эпоху. Неудивительно, что они постоянно находятся в поле пристального внимания режиссёров.
«Фестиваль задумывался не ради красивой даты. Его идея родилась из желания театра говорить со зрителем на вечные темы, стремления доказать, что классическая литература актуальна и близка каждому из нас. Она способна взволновать душу и поднять её над суетной повседневностью», - рассказывает заслуженный деятель искусств РФ, председатель Омского отделения Союза театральных деятелей, художественный руководитель Омского драматического театра «Галёрка» Владимир Витько.
Коронавирус внёс коррективы
В программе театральный фестиваль заявлен как I международный. Заявки в «Галёрку» отправили порядка 35 театров: не только российских, но и зарубежных. Желание принять участие в столь престижном мероприятии изъявили коллеги из Германии, Эстонии, Литвы, Болгарии и Киргизии. Однако пандемия наложила свой отпечаток, и в момент принятия Владимиром Витько решения, кого приглашать, все границы были закрыты.
Фестиваль, скорее всего, ожидает продолжение. Уйдёт коронавирус, говорят организаторы, придут заграничные коллеги. Возможно, он также будет посвящён Фёдору Михайловичу, а может затронет другую тему. Ведь как бы не хотелось, чтобы Достоевский продолжался, в какой-то момент всегда наступает момент расширения.
Из-за COVID-19 не смог приехать на фестиваль московский драматический театр «Сфера». Накануне у одного из артистов подтвердился коронавирус, поэтому вместо постановки по произведению Достоевского «Дядюшкин сон» у зрителей появилась возможность ещё раз посмотреть «Братьев Карамазовых» в толковании омской «Галёрки».
Большой просветительский проект
Много споров и обсуждений у жюри вызвал вопрос судейства и оценки театральных постановок. Председателем жюри стала театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русского театра ГИТИСа и кафедры искусствоведения Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, главный редактор газеты «ДА» Ольга Галахова.
Также в его жюри вошли заслуженная артистка РФ, профессор кафедры театрального искусства , лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, обладатель Ордена Дружбы, актриса Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова Мария Лаврова и профессор кафедры театрального искусства института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, режиссёр Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова Андрей Максимов.
«Не хотелось бы говорить, что этот театр лучше, а этот хуже. Мне кажется, раз Достоевский собрал нас всех вместе, в этом уже есть проявление какого-то единения. Может, мы вообще все номинации отменим, и будет просто праздник театрального искусства», - подчеркнул Владимир Витько.
С директором «Галёрки» согласилась председатель жюри Ольга Галахова, отметив, что желание раздавать премии и награды не столько помогает, сколько вредит. В поощрении важна честность и справедливость, а в театральном деле многое зависит от субъективной оценки и уровня эксперта.
Для фестиваля Владимир Витько постарался отобрать спектакли по знакомым для публики произведениям классика. Предпочтение отдавалось тем постановкам, которые способны воздействовать на эмоциональный и внутренний мир зрителя.
Идея фестиваля родилась из желания театра говорить со зрителем на вечные темы, стремления доказать, что классическая литература актуальна и близка каждому из нас.
Практически моментально были раскуплены билеты на «Преступление и наказание» от Забайкальского драматического театра. Директор театра, заслуженный работник культуры РФ Юрий Пояркин поделился, что они создали спектакль специально к этому событию, и с большим удовольствием согласились показать его дважды.
Отметим, что помимо показов театральных постановок, насыщенной оказалась внутренняя программа фестиваля: это разнообразные лекции, творческие встречи с профессионалами высочайшего уровня для обмена опытом и получения новых знаний.
Всё про человека
Открыли фестиваль уже полюбившиеся зрителям «Братья Карамазовы». Но, как и было заявлено изначально в программе, актёры омской «Галёрки» сыграли спектакль ещё раз 14 ноября. Над его созданием художественный руководитель коллектива Владимир Витько трудился в течение восьми лет. Основой по признанию режиссёра-постановщика стал не только текст Достоевского, но и архивные документы.
«Нельзя одним словом определить смысл того, что будет происходить на сцене. Здесь каждый может увидеть, услышать и понять то, что ему близко и дорого. Очевидно, такие произведения и создаются раз в сто лет, чтобы вобрать в себя всю жизнь человека от её начала до смертного часа. И смешно, и песенно, и любовно, и трогательно, и забавно… Все про человека», - гласит описание этого спектакля, и оно не врёт, ведь постановщик вместе с актёрами показали очень высокий уровень подготовки и профессионализма. За 2,5 часа, зрители увидели самые значимые сцены романа «Братья Карамазовы».
Включить в спектакль всех героев и все сюжетные линии просто невозможно, поэтому в нём оставили только самое важное. «Это один из самых актуальных романов. В нём содержатся ответы на вопросы, что есть человек, для чего он живет», – признаётся Владимир Витько, сыгравший Снегирёва. В его исполнении герой получился очень трогательным и полным достоинства.
Главное внимание уделяется особенностям русской души, чем собственно знаменит Достоевский. Три брата в исполнении Сергея Климова (Митя), Евгения Власова (Иван) и Дмитрия Цепкина (Алёша) очень живы, каждый из них в высшей степени характерен. У героев в спектакле ярко выражены преобладающие черты: романтический, влюблённый в Грушеньку Митя, атеист и интеллектуал Иван, верующий и открытый Алёша. Евгений Власов к тому же страшно и талантливо отыгрывает сцены безумия.
Внешний вид всех персонажей аутентичен исторической эпохе, о которой писал Достоевский. Декорации многоуровневые и очень простые, однако большую часть впечатления создают именно актёры и их взаимодействие со сценой. Вот мы в трактире, вот в гостях у Фёдора Павловича, а вот уже у Грушеньки. При этом простота обстановки на сцене позволила сосредоточиться на главном — человеческих душах.
«Молодёжный» Раскольников
11 ноября – второй день фестиваля и день рождения Фёдора Михайловича, тот самый долгожданный юбилей, 200-летие Достоевского, который отмечали во всём мире.
В этот день в «Галёрке» дважды показали спектакль по самому, наверное, известному роману Достоевского «Преступление и наказание», его привёз Забайкальский краевой драматический театр из Читы. На удивление, спектакль короткий – полтора часа. Наверное, самый недолгий не только из всех фестивальных, но и в принципе «достоевских». Как рассказал режиссёр Олег Пермяков, такая длительность была заложена сознательно:
«У меня условие было для этого спектакля – полтора часа. Потому что этот спектакль ещё и предлагается на разные площадки, и молодая зрительская аудитория много не выдерживает – они сегодня все скорострельно живут. Поэтому ещё я решил назвать спектакль не трагедией или драмой по жанру драматургическому, у нас это «сцены».
Режиссёр считает, что вокруг романа Достоевского много «шелухи», потому что фабулу «взял топор и убил» знают все. А вот показать глубину переживаний, что сподвигло Раскольникова на убийство – это он и пытался воплотить. В том числе и показать совпадения с сегодняшней реальностью:
«Как быть без сегодняшнего ритма, без сегодняшних соприкосновений с тем, что нас окружают молодые люди, о чём они думают, о чём думал Родион Романович? Если это совпадёт, это и будет сегодняшний день».
Кстати, для читинцев это второй фестиваль по Достоевскому, в Омск они приехали из Старой Руссы, где также показывали «Преступление и наказание». Появление в Омске первое, но не последнее. Как рассказал худрук «Галёрки» Владимир Витько, уже летом состоятся обменные гастроли: Забайкальский краевой приедет на омскую сцену, а «Галёрка» отправится в Читу. Вот уже и несомненная польза от фестиваля.
Когда на сцене – почти мюзикл
12 ноября в театре «Галёрка» состоялся показ спектакля «Записки из мертвого дома» в исполнении театра драмы Кузбасса имени Луначарского. По словам актёров, постановка пользуется неизменным успехом у зрителя на протяжении девяти лет. Режиссёр-постановщик – Камран Шахмардан, живущий в Финляндии, всегда мечтал о постановке по произведению своего духовного наставника именно на сибирской земле. И в том, что у него получилось, теперь убедился омский зритель. Густонаселённый спектакль – от заслуженных мэтров до юных актёров театральной труппы, и каждый на своём месте. Нерядовая постановка не только цитирует ужасы каторги тех лет, но представляет зрителю две полноценные жизненные истории.
«В постановке занято всего 37 человек. И это только на сцене. Одновременно за кулисами работает ещё очень большое количество людей, которые создают все необходимые по ходу действия спектакля эффекты. Всего в Омск на фестиваль приехали 48 из нашей театральной труппы», - отметил режиссёр театра Антон Безъязыков.
Режиссёр, подобно Достоевскому, тоже распутывает клубок исковерканных человеческих судеб. При этом тюремной реальности, в отличие от литературного сборника, в постановке минимум. Картины страданий каторжан режиссёр умело, почти как в кино, чередует со сценами, предваряющими такое заключение. Из первоисточника автор спектакля оставляет нам разве что сцены о том, как заключённые относятся к начальству и к самой каторге, о чём каторжане мечтают, что им разрешено, а что запрещено, на что начальство острога будет смотреть сквозь пальцы, а за что каторжане получат суровое наказание.
На протяжении двух с половиной часов режиссёр использует самые «красочные», почти иммерсивные средства повествования на сцене. Статики в постановке практически нет, здесь всё время что-то движется и меняется: декорации, спецэффекты, свет – так Шахмардан переходит от одной сцены к другой. На актёров капает пронизывающий холодный дождь, сыпется колкий снег: нужный эффект достигается при помощи воды, перьев, а также световых и звуковых эффектов. Но главное, что кроме динамики, зритель не успевает заскучать благодаря музыкальному сопровождению.
«Когда мы ставили спектакль, режиссёр поставил каждому актёру условие – подобрать и принести песню», - рассказала актриса театра Дарья Мартышина.
Зрители услышат в исполнении артистов и блатной шансон, и городские романсы 20-х годов прошлого века, и даже тюремные частушки. Многочисленные музыкальные вставки от акапелла до жиганской песни продуманы и абсолютно уместны. Как поют драматические артисты, нечасто можно услышать, - и это ещё один нестандартный приём режиссёра. При этом многие актёры также сами аккомпанируют на гитаре, баяне, балалайке и даже на ложках. В довершении каждый рассказ завершает монолог измученного жизнью арестанта с прямыми цитатами из самой повести.
Режиссёр, подобно Достоевскому, тоже распутывает клубок исковерканных человеческих судеб. При этом тюремной реальности, в отличие от литературного сборника, в постановке минимум.
«Я всегда говорю: если спектакль меня эмоционально не тронул, значит, я напрасно потерял время. В последние годы я сильно поменял свое отношение к театру. Если раньше в первую очередь думал, как удивить зрителя, показать ему возможности театра, современный язык выразительных средств, то сейчас для меня очень важно достучаться до каждого зрителя. И самый лучший путь – правда эмоций, чистота эмоций. Та правда, которую вы посылаете зрителям. Меня интересует в первую очередь содержание, а не приемы и форма. Форма приходит сама. Режиссура – она все-таки возрастная профессия. Как бы ни были профессиональны, как бы ни стремились быть креативными, все-таки мы рассказчики. А чтобы рассказать – надо прожить это», - рассказал режиссёр постановки.
Страсти по питерскому «Идиоту»
13 ноября в афише фестиваля значился спектакль «Идиот» Санкт-Петербургского театра «На Васильевском». Билеты были раскуплены очень давно, кроме того, и актёры других театров, прибывших на фестиваль, хотели увидеть постановку, так что зал был не просто полон – не было ни одного свободного приставного стула. 3 ч 40 минут, и ни одни зритель не ушёл в антракте! Более того, двухчасовое первое действие пролетело, словно одно мгновение.
В антракте многие молодые зрители обсуждали фабулу, и было понятно, что Достоевского они «прошли», то есть прошли мимо. Впрочем, «Идиота» нынче и в школьной программе нет, и прийти к нему надо в своё время, когда пойдешь и прочувствуешь. Поэтому радует уже то, что обсуждали, думали, были возмущены (не исполнением, но поступками героев).
В спектакле заняты настоящие звезды. Эпизодическая, казалось бы, роль «прихлебателя» Фердыщенко, а как ярко и насыщенно исполнил её Михаил Николаев! Великолепен князь Мышкин в исполнении Арсения Мыцика – честный, открытый, правильный и даже праведный. В финале слёзы на глаза наворачиваются, настолько жаль это 26-летнее запутавшееся в чувствах дитя. Отдельных слов заслуживает популярный актёр театра и кино Илья Носков в роли Рогожина – убедителен до глубины души.
«Многие мои коллеги, друзья, недруги, кто был на этом спектакле, говорили, что больше ассоциировали меня с Мышкиным, но я сыграл Рогожина, и для меня это было очень важно – туда нырнуть. Во всю эту муть, дурь, во весь этот кулуар у Достоевского. Мне кажется, получилось у нас с Сеней (Мыцыком. – Ред), он очень глубокий партнёр. Кто был на этом спектакле, говорили: «Мы тебя вообще не узнаём, мы не понимаем, что это ты на сцене». Для меня это очень большая похвала».
Женщины Мышкина – Настасья Филипповна и Аглая – преувеличенно, гротескно «выписаны» режиссёром, всё-таки у Достоевского они не настолько порочны.
«Эти отношения очень разрушительные - Настасья Филипповна рушит всё и до конца, обуреваемая своими страстями, своею яростью, своей какой-то нелюбовью, ненавистью, ищущая, мечущаяся. Здесь нет полутонов. Для меня вообще этот спектакль – это просто страсть», - говорит исполнительница роли Настасьи Филипповны Елена Мартыненко.
Обе дамы, Аглая и Настасья, по воле режиссёра щеголяют в ярко-красных нарядах, борясь за князя, и позволяют себе фривольные жесты. Но это не помешало омской публике принять спектакль на ура и долго не отпускать артистов со сцены.
Кстати, филиалом омской драмы назвал театр «На Васильевском» экс-омич Давид Бродский, который вместе с женой Илоной с 2014-го служит в нём и приехал на фестиваль. «Омская публика – самая прекрасная, самая отзывчивая, я её вспоминаю до сих пор», - заключил наш бывший земляк.
Магия на сцене
15 ноября прошли последние постановки в рамках Международного театрального фестиваля «Достоевский Омск». Изменения в афише происходили до последнего момента. Так, Иркутский театр имени Н.П.Охлопкова должен был представить спектакль «Игрок», но отозвал свою заявку. На счастье зрителям, удалось сделать почти равноценную замену: вместо «Игрока» будет показан спектакль по тому же произведению «Рулетенбургъ» московского театра «Школа современного искусства».
«Игрок» — самое автобиографическое произведение Федора Достоевского. Страсть азарта, которая полностью владеет человеком и его поступками, долгие годы была спутницей писателя. Достоевский написал «Игрока» за 26 дней, что само по себе уже являлось авантюрой, задачей на грани безумия.
Рулетенбургъ — европейский город, выдуманный автором, место кажущейся свободы и мифических возможностей, где царит страсть азарта, жажда шального выигрыша во что бы то ни стало. Спектакль Евгении Тодоровой, наполненный гротеском, метафорами и абсурдом, предлагает зрителю простор для разгадывания скрытых аллюзий и символов.
Спектакль условно поделен на три части: это перевернутые дантовские «Ад - Чистилище - Рай». Если герои «Божественной комедии» Данте совершают путешествие по вертикали наверх, то герои Достоевского следуют по маршруту с точностью наоборот: «Рай - Чистилище - Ад» и неминуемо погружаются в воронку пустоты.
Фестиваль состоялся
В последний день I Международного театрального фестиваля «Достоевский.Омск», после показа финального спектакля «Рулетенбургъ», прошла церемония награждения.
Так, в номинации «Лучшая мужская роль первого плана» за исполнение роли Алёши Карамазова в спектакле «Братья Карамазовы» отметили актёра «Омского драматического театра «Галёрка» Дмитрия Цепкина. Он же получил награду «Гран-при» и приятный приз в размере 100 тыс. руб.
Не остались незамеченными и другие актёры. За «Лучшую мужскую роль второго плана» наградили представителей Забайкальского краевого драматического театра Алексея Карташова (роль Лужина) и Леонида Лехнера (роль Мармеладова).
Сразу трём актрисам достались дипломы за «Лучшую женскую роль второго плана». Это Лидия Цуканова (роль матери Шишкова в спектакле «Записки из Мертвого дома», театр драмы Кузбасса им. А.В. Луначарского), Людмила Копылова (роль Марьи Степановны в спектакле «Записки из Мертвого дома», театр драмы Кузбасса им. А.В. Луначарского) и Наталья Кутасова (роль Елизаветы Прокофьевны Епанчиной в спектакле «Идиот», драматический театр на Васильевском). «Приз зрительских симпатий» и «лучшая эпизодическая мужская роль» также отправились к актёрам театра на Васильевском: Сергею Лысову и Михаилу Николаеву.
Не смогли не отметить совместную работу актёров этого театра Арсения Мыцыка и Ильи Носкова за исполнение ролей князя Мышкина Льва Николаевича и Парфена Рогожина в спектакле «Идиот».
Несколько наград отправились к московскому театру «Школа драматического искусства» за спектакль «Рулетенбургъ»: «молодая режиссура», «работа художника по свету», «за смелое решение роли» и «приз зрительских симпатий».