С 11 по 14 ноября в ОмГУ состоится научная конференция в честь 200-летия со дня рождения Достоевского. На её открытии студенты встретятся с праправнуком Фомы Данилова - рядового царской армии, о мученической гибели которого рассказал Достоевский в своём «Дневнике писателя».
Подробности о предстоящей конференции, новых ракурсах в осмыслении наследия классика и работе Центра изучения творчества Ф. М. Достоевского рассказала его директор - профессор, доктор филологических наук Елена Акелькина.
Один на страну
Мария Калинина, «АиФ в Омске»: Елена Алексеевна, ваш центр существует уже более 20 лет. Расскажите, как изменилась его деятельность с момента основания.
Елена Акелькина: Когда в конце 1999 года мы создавали Центр изучения творчества Достоевского, в России существовало пять групп Достоевского при университетах. На сегодня мы остались единственными.
Около 10 лет я поддерживала связь с уральской группой. Но, к сожалению, опыт показал: как только уходит из жизни руководитель группы, дело распадается. Ещё сохранился круг учёных в Петрозаводском университете, которые изучают словарь языка Достоевского. Отдельные учёные есть в Томске, Москве, Петербурге, Саратове.
- Чем уникален омский центр?
- Почти все группы работали на базе двух-трёх кафедр филологических факультетов. На момент создания центра в нашем вузе ещё не было мощной филологической базы, и тогдашний декан мне даже выдал бумажку с таким текстом: «Омский филологический факультет Достоевским не интересуется». Поэтому мы стали создавать междисциплинарный центр, объединяющий учёных разных специальностей: физиков, математиков, культурологов, библиографов, искусствоведов, музеологов, историков, литературоведов. С нами сотрудничает большая группа литературоведов из педуниверситета, историки из автодорожного, технического университетов.
Достоевский дан нам во спасение - для укрепления духа в наши непростые времена.
Наш центр занимается междисциплинарными проблемами и с самого основания акцентировал внимание на философской нероманной прозе Достоевского как наименее изученной части наследия.
Писатель-новатор
- Чем может удивить Достоевский человека, интересующегося его личностью и знакомого с его романами?
- В день юбилея у нас откроется конференция, и свой доклад я озаглавила так: «Достоевский-экспериментатор». Многими современниками он был не понят, его произведения считали менее гармоничными, чем Тургенева, писателя обвиняли в повторах, тавтологии, неряшестве стиля.
Но XX век вдруг по-новому высветил Достоевского, и выяснилось, что он экспериментировал с формами художественного и философского повествования, работая на будущее. Его произведения были во многом экспериментальными, и в этом смысле «Дневник писателя» стоял у истоков популярной сегодня литературы non-fiction - литературы без вымысла. Традиции, заложенные в «Дневнике писателя», взяли за основу и продолжили писатели в XX веке.
- Сегодня, когда уже много всего написано и издано, учёным удаётся найти новый ракурс исследований?
- Омские учёные, например, занимаются художественной критикой Достоевского. Его статьи появились тогда, когда этого направления ещё не было. Дело в том, что он окончил военно-инженерное училище и был единственным писателем, который, обучаясь военной архитектуре, прослушал курс истории искусств. Он был отличным рисовальщиком. Его наследием, связанным с живописью и театром, занимаются в нашей секции «Достоевский и искусство». Кроме того, Достоевский был человеком, который заложил основы такого научного направления, как семиотическое, или смысловое, градоведение. Он считал, что у каждого города, как у живого существа, есть особое ядро - гений места, душа города, душа места. Наши историки и культурологи эту тему успешно изучают.
Перспективы науки
- Омский университет носит имя Достоевского. Насколько, по вашему мнению, это оправданно?
- Да, это огромная заявка. Наверное, мы не в полной мере соответствуем, хотя стараемся. Как только университету присвоили это имя, наш центр разработал 14 спецкурсов по творчеству Достоевского для разных факультетов и специальностей. До 2010 года к нам на факультет приходили студенты слушать спецкурс «Достоевский: биография и судьба. Преодоление мифов советской эпохи». Он был очень популярен. Но когда прошла реформа образования, часы на все междисциплинарные спецкурсы по выбору были убраны. Иногда меня ещё приглашают с курсом, но в сокращённом варианте.
Деятельность, которая велась достаточно успешно, оказалась свёрнута, и сегодня носит представительский, юбилейный характер. За последнее время в университете защитили всего две кандидатские и одну докторскую работу по Достоевскому.
- Гуманитарная наука вообще испытывает серьёзные трудности, недаром работа по изучению творчества Достоевского сошла на нет в других городах. И у вас, наверное, есть сложности?
- За последние годы ушли из жизни, уехали из Омска и из страны многие выдающиеся учёные. А сейчас очень мало молодых людей связывают свою судьбу с научной деятельностью вообще и с изучением творчества Достоевского в частности - их единицы. У нас недостаточно мест и в магистратуре, и в аспирантуре. А в штате нашего центра всего два человека - я и моя помощница Юлия Петрова, которая занимается биографией как философской формой.
- Какая-то помощь государства существует?
- На грант проводится международная конференция. В связи с пандемией она пройдёт более локально, не так много людей приедет. Гвоздь программы - Сергей Григорьевич Сизов, профессор СибАДИ, историк. Как оказалось, он праправнук Фомы Данилова - героя «Дневника писателя» Достоевского. Думаю, ему есть что рассказать омичам.
К 200-летнему юбилею Министерством культуры впервые выделены деньги на ряд изданий. В конце 2022 года в Японии должна пройти конференция Международного общества Достоевского. Было бы интересно принять в ней участие.
В 2022 году отмечается юбилей Омской области. Нужно и после юбилейных торжеств продолжать развивать туристическое направление, связанное с Достоевским. Вышла хорошая книга Сергея Наумова о туристических маршрутах Достоевского. На конференции состоится её презентация. Таких работ должно быть больше, и в них должен быть заинтересован регион. Это его бренд. Достоевский дан нам во спасение - для укрепления духа в наши непростые времена.